Скандал вокруг фильма Алексея Учителя как зеркало банкротства Российского государства
Фильм Алексея Учителя «Матильда», ещё не вышедший в прокат, стал едва ли не главным политическим событием года в России. Его дорога к зрителю, всё ещё не завершившаяся официальной премьерой, свидетельствует об удручающем состоянии Российского государства: реальная власть в нём принадлежит фанатикам и экстремистам. В течение нескольких недель они блокируют выход фильма на широкий экран под угрозой террористических атак. Главным политическим течением в России становится мракобесие.
Что произошло? Появился фильм, основанный на романе о романтических отношениях наследника российского престола Николая Романова и балерины Матильды Кшесинской. Их знакомство началось в 1890 году, когда Николаю было 22 года, а Матильде — 18. Взаимная симпатия между ними подтверждена личными дневниками, однако остаётся вопросом, насколько глубоки были их чувства. Фильм предполагает, что между Николаем и Матильдой существовала близость.
Но в этом и заключается проблема. Гипотеза о романе цесаревича с балериной «оскорбила чувства верующих». То есть возможность того, что канонизированный после мученической смерти Николай мог быть героем любовной истории, разрушает представление тех, кто считает, что такой образ недопустим для фигуры, удостоенной святости. Это воспринимается как искажение истории и антироссийская провокация в культурной сфере.
Глава Чечни Рамзан Кадыров «от имени всех жителей» заявил, что в его республике «не станут тратить время на просмотр безнравственного, бездуховного и аморального фильма». Мало кто из тех, кто выступил против, действительно видел фильм или знаком с его содержанием. Возникает вопрос: о чём же тогда весь этот вопль?
Вопль о том, что Николаю Александровичу Романову посмертно отказывают в праве быть живым человеком — любящим мужчиной, разрывающимся между долгом царской семьи и порывами души. Кто отказывает? Люди, решившие, что имеют право формировать и защищать своё представление о морали для общества и государственной власти. «Ты – царь. Ты имеешь право на всё, кроме любви». Эти люди — фанатики и экстремисты.
Они угрожают взрывать кинозалы и убивать зрителей, бросают бутылки с зажигательной смесью в киностудии, поджигают автомобили. Они отказывают гражданам в праве составить собственное мнение о произведении искусства и принять решение: смотреть или не смотреть. Удивительно и тревожно, что государство не останавливает эти действия. До 20 сентября, пока ситуация не достигла абсурда, не было никаких задержаний. Следственный комитет не возбуждает очевидные уголовные дела, прокуратура молчит, а высшие чиновники избегают комментариев.
Что происходит? Похоже, что атакующие фильм «Матильда» утверждают, что защищают государство и его «устои». Они — это социально близкие народу нарушители закона, охранители неприкосновенности властей от любой критики и открытости. Может ли глава государства быть влюблён? Можно ли показывать его в постели любви? Фильм «Матильда» неожиданно стал детонатором давно назревшего потока агрессивного человеконенавистничества, взращенного властями под руководством Владимира Путина.
Государственная Дума приняла множество законов, дающих властям право следить за жизнью граждан, подслушивать и контролировать частную переписку, наказывать за политические высказывания и протестные действия. Вскоре пройдёт пять лет с момента принятия так называемого «закона подлецов», ограничивающего усыновление детей-инвалидов иностранцами. Тогда это казалось дном, но сколько раз после этого нам забили в грудь еще глубже?
Эта прогосударственная политика — это борьба с инакомыслием, борьба со свободой, и её инициатором является государство. Поэтому не стоит удивляться варварским последствиям. Для несвободного человека абсолютно неприемлемо видеть рядом с собой свободного. Несвобода может быть лишь тотальной, иначе она теряет смысл. Кислород свободы сбивает несвободного с ног и в конце концов может сделать его свободным.
Российское государство оказалось бессильным перед агрессивными несвободными людьми, которых оно же и воспитывало. Оно стало рабом своих собственных созданий. Эти люди стали социальной опорой государства, и власти не могут сказать им «стоп!», иначе это будет равносильно тому, чтобы сказать «стоп!» самим себе. Такой паралич — это образец государственного банкротства.
Главной ценностью Российского государства в XXI веке стали средневековые страхи и штампы. Государство боится потерять их, даже если это ведёт к тому, что его публичными лицами становятся мракобесы, опасные для общества. Это реальный тупик, закупорка жизненно важных сосудов, остановка развития страны.
Мракобесие стало государственной идеологией в современной России.
«Матильда» с очаровательной улыбкой искушения задаёт живым вопрос: способны ли вы любить? Если да, то вы будете спасены. Если нет — ненависть поглотит вас.