«Крестным батькой» должна заняться ООН

Который день одной из главных тем для обсуждения в России и Беларуси остается расследование НТВ «Крестный батька». Журналисты, политики и политологи активно обсуждают, связан ли показ фильма с газовой войной и Таможенным союзом, является ли он средством политического давления Москвы на Минск и можно ли считать его сигналом о том, что поддержка России для Лукашенко подходит к концу. Эти рассуждения идут долго и увлеченно. Однако немногие вспоминают о главных персонажах фильма – о похищенных и убитых политиках и журналистах в Беларуси. Никто не задает вопросов: каковы результаты следствия? Произошло ли признание их умершими? Если были суды? Удалось ли найти хотя бы исполнителей? Между тем, основная ценность фильма для нас, белорусов, заключается в обращении к теме пропавших. Многие замечают: ничего нового белорусам не показали, мы все это знаем. Но дело не в этом. Фильм НТВ стал значимым событием для белорусов не потому, что на российском телевидении начали говорить правду о Лукашенко, а потому, что он может стать началом международного расследования исчезновений оппозиционных фигур. Юрий Захаренко, Виктор Гончар и Анатолий Красовский были похищены в 1999 году. Дмитрий Завадский – в 2000 году. Следствие по этим делам, казалось бы, ведется, но на самом деле, очевидно, ничего не расследуется. В прокуратуре нет смелых, готовых встать на сторону закона против властей страны.

В 2004 году ПАСЕ назначила специального докладчика для проведения независимого расследования. Доклад подтвердил причастность высокопоставленных лиц к похищениям и убийствам оппозиционеров. Резолюция была принята абсолютным большинством голосов, даже российская делегация проголосовала «за», хотя обычно в вопросах Беларуси защищала Лукашенко как собственное дитя. С тех пор позиция Европы изменилась. Всемогущий realpolitik заставил Евросоюз, Совет Европы и ОБСЕ забыть о пропавших и прекратить требовать расследования этих дел. Россия, в свою очередь, никогда не обращала внимания на исчезновения политиков в Беларуси. В 2005 году произошла трагедия, формально не имеющая отношения к Беларуси: убийство бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. На следующий день Совет безопасности ООН принял резолюцию с требованием предать виновных правосудию, а для независимого расследования была создана международная следственная комиссия.

В 2009 году дело начало рассматривать международный трибунал в Гааге. Это действительно прецедент. Харири был бывшим премьером, ушедшим в оппозицию. Юрий Захаренко – экс-министр внутренних дел, Виктор Гончар – вице-спикер парламента, оба – тоже ушедшие в оппозицию. Кроме того, в фильме упоминается о причастности властей к загадочной смерти вице-спикера парламента Геннадия Карпенко. Этот фильм действительно может стать началом международного расследования похищений и убийств белорусской оппозиции. Россия, как постоянный член Совета безопасности ООН, обладает возможностью инициировать и поддержать подобное расследование. Быть жертвой диктатуры – плохо, но еще хуже – жертвой realpolitik. Семьи пропавших борются за справедливость уже десять лет, однако им повторяют: «У вас всего четверо пропавших без вести… Вот в Ираке при Саддаме были тысячи – это уже совсем другое дело». Если вы согласны с количеством жертв, представьте себя на месте вдовы, которой говорят, что убийство ее мужа – мелочь на фоне мировой революции.

Так что для Беларуси не так важно, что Москва послала Лукашенко «черную метку». Мы ждем участия России не в смене власти, а в расследовании исчезновений людей. Тем более что выход фильма, скорее всего, связан с появлением новой информации об этих громких делах, которые в последнее время старались приглушить.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы