Многим кажется, что козырный туз в игре Лукашенко с Россией – это транзит газа. Неверно: это, конечно, карта в игре, и даже козырь, но никак не туз. А главное, что он эксплуатирует, и часто успешно, – это советскую ностальгию России. Призраки СССР, как таинственные Белые дамы в старинных замках, бродят не только по ночным коридорам Кремля, но и по крохотным коридорчикам многих российских малогабариток. Они бы давно растворились в тумане, но их регулярно с руки подкармливает Лукашенко.
Он остался последним правителем в СНГ, который играет в Советский Союз времен холодной и даже Отечественной войны и надеется, что эта игра куда больше придется по душе России, чем своевременное выполнение договорных обязательств. Даже в разгар экономической войны, которую Лукашенко сам же и спровоцировал, он продолжает убеждать публику в России, что надо защищать рубежи великой родины, что «братьям-славянам» грозит опасность.
Он строит линию Сталина и устраивает на ней потешные войны «с немцами». Он сочиняет страшные истории про НАТОвские войска, которые вот-вот пойдут на восток, и обещает лечь под танки, чтобы их остановить. Даже Бакиева он спрятал, не выходя из той игры: тем, кто правит страной, как завещали великие ленины, сталины, брежневы и черненки, надо помогать. Он даже пишет письмо с жалобами на Медведева и Путина в газету «Правда», потому что в СССР все писали именно туда, а доставляли «Правду» в каждую крестьянскую избу.
Россия никогда не избавится от фантомных болей и призраков коммунизма, пока в Беларуси не сменится власть. И, похоже, в России наконец это поняли. Сегодня впервые за полтора десятилетия белорусы почувствовали, что Россия может помочь демократическим преобразованиям в соседней стране. Причем не только ради демократических идеалов, но и ради продвижения и защиты своих экономических интересов.
Сегодня стало очевидно, что смена власти в Беларуси выгодна России. Точнее, взаимовыгодна. Лукашенко ведь все равно уйдет: его просто смоет – да так, что следа не останется, – современный мир, который его пугает и против которого он бессилен. Лукашенко боится интернета, современного телевидения, даже рок-музыки – и вообще всего, что меняется. А между тем в современном мире меняется все.
Америка хочет перезагрузки с Москвой. Украина избрала четвертого президента, который держит курс на ЕС и дружит с Россией. Непримиримый борец с русским империализмом, кандидат в президенты Польши Ярослав Качиньский, говорит о том, что вопрос о демократизации Беларуси можно обсуждать с руководством России. Боязнь современности, перемен, новаторства заставляет Лукашенко наотрез отказываться от того, что действительно нужно Беларуси: это нормализация и модернизация всех сфер жизни.
И диктатура советского образца тормозит развитие не только Беларуси, но и всего региона. А попытка братцев-диктаторов «поджечь» Среднюю Азию свидетельствует о том, что сегодняшняя ситуация – не только тормоз, но еще и угроза безопасности. Не сомневаюсь, что новая Беларусь, принявшая европейские нормы и правила, разрешит многие проблемы в регионе и избавит наконец Россию от необходимости в эпоху современных технологий и Аватара думать о том, как разговаривать с совдеповским вождем, чтобы получить свои деньги за газ и сохранить в неприкосновенности транзит.
Как уклоняться от слюнявых поцелуев союзника в стиле «дорогого Леонида Ильича», как уворачиваться от лживых объятий и, наконец, как после всего этого объяснять миру, зачем ей нужна эта безнадежная и бесполезная связь.