Public-art в Москве – проблема не в художниках

Опыт одной из самых успешных Public-art акций «Кочевой музей современного искусства», состоявшейся в Москве в рамках «Музейной ночи» 19 мая, заслуживает внимательного описания от организаторов и участников, чтобы не исчезнуть в истории. Этот опыт должен стать известен как художественным, так и кураторским сообществам, ответственным за развитие культуры в Москве, так и представителям власти, а также всем интересующимся современным искусством. Мы решили посвятить этому несколько статей.

Экспозиция и участники «Кочевого музея» были рассмотрены ранее в статье «Кочевой музей современного искусства – представление без цензуры». Сегодня мы обратим внимание на мнение художников и других участников проекта о важности выхода современного искусства за пределы традиционных музеев и галерей.

Инициаторы акции в анонсах подчеркивали: «Появление Кочевого музея в Москве — это не только подарок художников городу и его жителям, но и сигнал властям о том, что современное искусство может активно участвовать в общественной жизни и формировании визуального облика городской среды». Также они отметили, что «демократическое общество невозможно без объектов современного искусства в городской среде».

Чтобы узнать мнение участников, были заданы несколько вопросов:

  1. Чем вам был интересен проект «Кочевой музей» и почему вы захотели принять участие?
  2. Чем стал проект для вас после участия в шествии?
  3. Напишите о самом ярком впечатлении во время шествия.
  4. Можно ли продолжить проект в будущем?

Ответы на вопросы прислали 25 участников. Полифония голосов, отражающих разные взгляды на проект, является важной частью его сущности.

Мария и Наталья Арендт, художники (перформанс со знаменами «Область прозрачности»)

  1. Участие в живом публичном действии позволило нам, как надеемся, улучшить обстановку в стране. Приятно было показать свои работы простым горожанам и пообщаться с коллегами.
  2. Для нас это был первый опыт такого рода. Мы были приятно удивлены вниманием к нашим работам и вдохновлены возможностями.
  3. Интересно было наблюдать различные реакции людей: кто-то с удовольствием нес наши флаги, другие высказывали негативные комментарии. Приятно, что многие друзья не-художники были с нами.
  4. Безусловно, проект стоит продолжать – это было одно из самых ярких событий года. Это дало возможность честно признаться в своих взглядах.

Дмитрий Гражевич, директор Фонда поддержки современного искусства «Артпроект»

  1. Идея Кочевого музея прекрасна. Современные художники должны выходить к людям на улицах. Это необходимый шаг для преодоления традиционных рамок, которые стали слишком узкими для искусства.
  2. Современное искусство «вываливается» за рамки музеев и галерей, и возникает необходимость в новых формах экспонирования.
  3. Когда дети создают белый танк с надписью «МИРУ-МИР», это говорит об их стремлении найти новые точки опоры в обществе.
  4. Признаюсь, это лучший концерт, который я когда-либо слышал — пианино «Кочевого музея» осталось настроенным во время арт-похода.

Марина Звягинцева, художник и куратор (объект «Постель из роз»)

  1. Я не могла не участвовать, так как это настоящий public art, даже если и не в спальном районе.
  2. Это еще один интересный опыт уличного взаимодействия со зрителями.
  3. Два ярких впечатления: огромное количество народа, шедшего с нами, и смелый корреспондент, легший на колючую проволоку моего объекта.
  4. Если продолжать проект, нужно делать это с новой идеей и четкой экспозицией.

Даша Зорина, учащаяся 10 класса (автор перформанса «Рожденный летать – не должен ползать»)

После участия в Кочевом музее я чувствовала счастье и гордость. Впервые увидела столько людей, заинтересованных в работах художников. Атмосфера праздника и красоты поразила меня, и я уверена, что этот проект должен продолжаться и стать традицией.

Важность подобных инициатив невозможно переоценить — они меняют восприятие искусства и создают новые культурные связи в обществе.

Оцените статью
Ритм Москвы