Юрий Самодуров: Мое самое последнее об «Умном голосовании»

Мне кажется, я понял, почему власти так отчаянно борются с информацией о проекте «Умное голосование» и блокируют её. Это делается не потому, что в Кремле боятся увеличения голосов избирателей, поданных по рекомендации УГ за кандидатов в депутаты от нескольких, помимо ЕдРа, участвующих в выборах в Госдуму партий. В Администрации президента, в правительстве и Кремле прекрасно знают, что три крупные и якобы оппозиционные думские фракции — КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия — в совокупности всегда и заодно с фракцией Единой России обеспечивали и обеспечат в Думе необходимые Кремлю результаты голосований по всем существенным и значимым для Кремля вопросам.

Так в «путинской» Госдуме подавляющее большинство депутатов от КПРФ, ЛДПР, Справедливой России вместе с ЕР спокойно голосовали за присоединение Крыма, за поддержку Россией конфликтов на Украине в Донбассе и в Сирии, за принятие «Путинских поправок» в Конституцию, за закон Димы Яковлева, за закон о статусе иностранных агентов для ряда российских журналистов, НКО и СМИ и так далее. Рекомендуя поддерживать формально «альтернативных» ЕР кандидатов, какие бы партии они не представляли, Навальный и организаторы УГ тоже прекрасно понимают, что за все, что действительно нужно Кремлю, депутаты от КПРФ, ЛДПР, Справедливой России, избранные при поддержке УГ, спокойно проголосуют.

О том, что на результаты голосований в Госдуме не могут повлиять даже несколько оппозиционных депутатов от «Яблока», если они туда попадут, в Кремле тоже, похоже, осознают и этого не боятся. У «яблочных» депутатов в Госдуме просто нет шансов выиграть ни одно серьезное голосование против воли администрации президента. Поэтому я поддерживаю бойкот выборов в Госдуму, который делегитимизирует её.

Упорная «антияблочная» борьба администрации и избиркомов регионов — в Питере, Краснодаре, Москве и так далее — ведется, мне кажется, не по распоряжению из Кремля, а по собственной инициативе. Они не хотят «отдавать» ни одного места в Думе, предназначенного для своих кандидатов, чужакам «яблочникам». Кремль этой борьбе не препятствует, и, видимо, не видит беды в том, что в Госдуме не будет представителей несистемной оппозиции, хотя для легитимации Госдумы участие в её деятельности представителей несистемной оппозиции очень важно с точки зрения общества.

Организаторы УГ, во главе с Навальным, тоже хорошо осознают безопасность для Кремля присутствия «яблочных» депутатов в Госдуме. Так почему же в Кремле такая истерия по поводу УГ, вплоть до недавних судебных запретов ГУГЛу и Яндексу выдавать в поисковиках информацию об «Умном голосовании»? Ведь и Кремлю, и штабу Навального, и самому Алексею Анатольевичу понятно, что смысл существования «путинской» Госдумы: обслуживание и легитимация путинской вертикали власти. Голосование на выборах в Госдуму по шаблону УГ в принципе изменить это не может, просто потому что «путинская» Дума существует для другого.

Голосование по шаблону УГ, тем не менее, легитимирует в глазах общества и саму Госдуму, и представленную в ней системную оппозицию. Кстати, и поддерживаемые по рекомендациям УГ кандидаты от КПРФ, ЛДПР, Справедливой России ничего желающим изменить путинский режим избирателям и организаторам УГ по вопросам принципиальных голосований в Думе не обещали, не обещают и обещать не собираются.

Откуда же тогда настоящая истерика в Кремле по поводу УГ? На мой взгляд, ответ заключается в том, что УГ представляет для Кремля угрозу только как независимый и оппозиционный власти новый публичный источник политического авторитета и принятия решений. В данном случае, авторитета лично Алексея Навального.

Другие результаты и цели проекта УГ, включая уменьшение численности депутатов Едра, голосования в Госдуме, сами по себе Кремлю сегодня совершенно не страшны и не очень важны. Проект УГ на результаты голосований в Госдуме практически не влияет и их не контролирует. Кремлю страшно другое: значительное число людей поддерживают и усиливают опасный и альтернативный Кремлю политический авторитет автора идеи УГ — политика Алексея Навального.

Честно говоря, я не хочу участвовать в безвыигрышной для избирателей политической кампании, даже если её конечной (пока что) и эффективно достигаемой целью является рост авторитета политики Навального, происходящий «на пустом» в политическом смысле месте. Я считаю, что рост чьего-либо политического авторитета на пустом и политически бессодержательном месте не является хорошим. Это ещё более нехорошо, потому что поддержка на выборах в Госдуму представителей КПРФ, ЛДПР, Справедливой России без публичных договорённостей о принципиальных политических решениях обесценивает рациональное поведение и политические убеждения людей.

Я всегда ценил и ценю антикоррупционные расследования Навального и огромное личное мужество, которое он проявил, вернувшись в Россию после попытки его убийства ФСБ. Я желал и желаю Алексею Навальному скорейшего освобождения, поскольку признавал и безоговорочно признаю его политзаключенным. Но в политике я не могу и не хочу вести себя так, как это предлагает сторонникам УГ Алексей Навальный.

Я не могу не думать и не замечать, что официально пропагандируемые и декларируемые УГ цели — размывание и отъем большинства у ЕдРа в Госдуме посредством передачи их голосов КПРФ, ЛДПР, Справедливой России и «Яблоку» — не оказывали и не окажут сколько-либо заметного влияния на результаты важных для Кремля голосований в Госдуме. Участие избирателей в выборах в Госдуму по шаблону «Умного Голосования» не обеспечивает официально заявленной цели этого проекта, но парадоксальным образом обеспечивает рост политического авторитета Навального.

И только в этом смысле оно политически умное и эффективное. Но, знаете, на мой взгляд, политический лидер и политический ум должны работать на прогрессивную, важную для общества демократическую и гуманистическую цель, а не продвигать проекты, которые вместо необходимых изменений в работе Госдумы обеспечивают преимущественно укрепление личного авторитета политика, как это происходит с проектом «Умное голосование». Это моё отношение к политическим лидерам применимо и к политзаключённому Алексею Навальному.

Наверное, раз я что-то новое для себя в этом деле понял, я должен об этом сказать, как бы ни отнеслись к сказанному мои друзья и коллеги по демократическому движению. Куда сторонники УГ, среди которых много моих знакомых и друзей, желающих двигаться вместе с тремя партиями системной оппозиции, за кандидатов которых они будут голосовать, а если считать, что «Яблоко» попадёт в Госдуму, то с четырьмя, хотят двигаться, для меня загадка. По-видимому, и для моих друзей это такая же загадка.

Как сообщил 15 сентября сайт «Дождя», организаторы «Умное голосование» рекомендуют поддержать на предстоящих выборах в Госдуму 137 кандидатов в депутаты от КПРФ, 48 от «Справедливой России — Патриоты — За правду», 20 от ЛДПР, 10 от «Яблока», ещё 9 от нескольких других участвующих в выборах партий и 1 самовыдвиженца. Власти считают организацию иностранным агентом, а деятельность организации запрещена на территории РФ; также она признана российскими властями иностранным агентом.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы