Юрий Самодуров: Желаю успеха Международному центру Рерихов!

Возвращение к нормальной жизни после карантина представляется все более удаленной перспективой. Однако одним из элементов этой жизни, к которой мы стремимся, является борьба за Общественный музей имени Рериха. Это и станет темой нашего обсуждения.

Мотивы уничтожения музея и его экспозиции, вероятно, имеют идеологическую природу. После Октябрьской революции советская власть закрыла и ликвидировала все негосударственные музеи и другие культурные учреждения, такие как библиотеки, театры и учебные заведения, поскольку искусство и культура должны были «принадлежать народу». В результате по идеологическим причинам значительное количество произведений французских и немецких импрессионистов перестали выставляться и были отправлены в запасники на многие десятилетия, чтобы не «упаднические» искусства не портили идеологическую картину.

С приходом Ельцина ситуация изменилась. В результате перестройки в стране появилось множество частных музеев историко-мемориального характера. Позже отметились и более крупные частные художественные музеи, такие как Музей русской иконы (2006), Институт русского реалистического искусства (2011), Музей АZ (2015) и Музей русского импрессионизма (2016). Однако первый негосударственный художественно-исторический музей был основан в 1993 году — это Общественный музей имени Н.К. Рериха, созданный Международным Центром Рерихов в Москве, неподалеку от Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Музей успешно функционировал до 2017 года, когда его закрыли «позднепутинские» министры культуры.

Многое из того, что в СССР было идеологически неприемлемым, стало возможным в эпоху Горбачева и Ельцина. В то же время, многие вещи, которые были допустимыми в ельцинскую эпоху, вновь оказались под давлением идеологии в правление Путина. Сужение рамок допустимого в сфере идеологии в позднепутинскую эпоху, безусловно, отразилось на судьбе Общественного музея имени Н.К. Рериха.

Имя и картины Николая Рериха (1874-1947) всегда были известны и ценились в России, как в советское время, так и сейчас. Его работы на темы русской истории можно увидеть в Третьяковской галерее, а его «гималайская серия» была представлена в Музее искусств народов Востока, когда тот находился в здании закрытой церкви.

В СССР творчество Рериха интерпретировалось как патриотическое — в картинках, изображающих русскую историю и архитектуру, а также как таинственное и поэтическое, позволяющее зрителям разгадывать восточные загадки. В буклете Третьяковской галереи 1989 года говорилось, что художник заставляет зрителя активно искать скрытый смысл в его произведениях.

В 1970 году Л. Юферова представила «гималайскую серию» Рериха в идеологически нейтральном контексте. А в 1978 году была опубликована книга «Н.К. Рерих. Жизнь и творчество», в которой, к сожалению, не упоминалось о том, что можно было увидеть в Общественном музее имени Рериха.

С точки зрения российского Министерства культуры, под руководством Мединского, наследие Николая Рериха должны представлять так же, как это делали в советское время, игнорируя философскую систему Живой Этики, созданную Еленой Рерих. Влияние этой системы на произведения Рериха не обсуждается и не опровергается российскими искусствоведами.

Хотя я и не являюсь искусствоведом, я — поклонник творчества Николая Рериха. Мне нравятся его картины как раннего, так и восточного периода, и особенно я ценю его «гималайскую серию». Я не знаком с учением Живой Этики или с темами, связанными с Шамбалой и Великими Махатмами, но меня привлекает великолепная музейная экспозиция Общественного музея имени Рериха, которую я неоднократно посещал. Она была яркой и содержательной, насыщенной материалами о путешествиях семьи Рерихов по Алтаю, Монголии и Тибету.

В заключение, судьба Общественного музея имени Н.К. Рериха стала символом сложной борьбы за сохранение культурного наследия, которое должно быть доступно для широкой аудитории и представлено без идеологических искажений.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы