Юрий Самодуров: Как же все-таки больно за Общественный музей имени Н.К.Рериха Международного центра Рерихов…

Больно осознавать, что государство, которое в конце 1980-х и начале 1990-х поддерживало создание музея имени Н.К. Рериха, в 2017-2018 годах приняло решение о его уничтожении. Ответственный за это шаг министр культуры Владимир Мединский. Уничтожение произошло, потому что коллекции музея оказались слишком значимыми, а здание, восстановленное Международным центром Рерихов, слишком хорошо подготовленным, чтобы не вызвать стремление к присвоению, и потому что музей активно работал над сохранением и изданием наследия Рерихов в России, сделав за годы своего существования больше, чем многие другие культурные учреждения вместе взятые. Важным аспектом является то, что сотрудники и учредители музея активно продвигали все аспекты наследия Рерихов, включая их философское учение «Живая этика».

Особенно печально, что российское музейное сообщество на протяжении долгих лет игнорировало и не замечало трудности, с которыми сталкивался этот уникальный и непохожий на другие коллектив. Музей имени Н.К. Рериха подвергался дискриминации за то, что активно пропагандировал «Живую Этику», вокруг которой собрался круг последователей «космического сознания». Для культурного и художественного истеблишмента оказалось достаточно слухов о том, что завещание Святослава Рериха, согласно которому наследие семьи было передано МЦР, подложно. Тем не менее, документальная записка бывшего министра культуры Авдеева подтверждает подлинность этого завещания и законность передачи наследия.

Существует мнение, что «Живая Этика» имеет религиозный характер и непонятна музейщикам и искусствоведам. Однако последователи этого учения не являются агрессивными или экстремистскими, и «Живая Этика» не запрещена ни в России, ни за рубежом. Почему же деятельность по продвижению этого философско-морального учения вызывает такое раздражение у музейного сообщества? Я не понимаю.

Мне очень больно от того, что авторитетные художники и искусствоведы, с которыми я сотрудничал и которых уважаю — Юра Альберт, Леня Бажанов, Александр Боровский, Ира Горлова и многие другие — не подняли голос в защиту права учредителей и сотрудников музея изменить его так, как они желали. Этот музей был создан с любовью, и Святослав Рерих завещал передать художественное и документальное наследие семьи именно ему. Я не могу простить молчания своим знакомым и друзьям из мира искусства, работающим в сфере современного искусства. Хотел бы понять их позицию, но никто из них не объясняет своего молчания.

Тем временем существуют сайты с материалами МЦР и ресурсами друзей музея имени Н.К. Рериха, где читатели могут ознакомиться с информацией и задать себе вопрос: правильно ли было дискриминировать и уничтожать этот музей?

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы