Юрий Самодуров: Почему уничтожили ГЦСИ, общественный Музей имени Н.К.Рериха, и «кошмарят» ГОГОЛЬ-центр?

Ровно год назад, в мае 2016 года, Министерство культуры Российской Федерации приняло решение о ликвидации Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), объединив его с Росизо и уволив директора Михаила Миндлина. В марте 2017 года аналогичная судьба постигла общественный Музей имени Н.К. Рериха: Министерство культуры захватило его помещения, отобрало коллекции и передало их государственному Музею Востока. На данный момент, в мае 2017 года, есть основания полагать, что ведомство предпринимает попытку уничтожить и ГОГОЛЬ-центр — начались допросы и финансовые проверки к его руководителю Кириллу Серебрянникову, что можно считать первым этапом этой операции.

В каждом из упомянутых случаев финансовые претензии к действующим культурным институтам и их руководителям существуют, однако они играют второстепенную роль. На мой взгляд, главными мотивами являются идеологический и политический «заказ» Министерства культуры на уничтожение ГЦСИ, затем общественного музея имени Рериха и, возможно, попытка изменить характер деятельности ГОГОЛЬ-центра. Эти учреждения уничтожаются не за свою оппозиционность власти: как ГЦСИ, так и ГОГОЛЬ-центр являются государственными бюджетными учреждениями и, даже если бы их руководство этого желало, оппозиционные активности для них были бы невозможны. Общественный музей имени Н.К. Рериха не получал финансовой поддержки от государства, но его руководители, включая основателя Л.В. Шапошникову, никогда не стремились направлять свои программы на борьбу с властью.

Скрытый конфликт с властями, как мне кажется, заключается в том, что смысл деятельности этих институтов — ГЦСИ, ГОГОЛЬ-центра, общественного музея имени Рериха — не совпадал с идеологией нынешнего руководства Министерства культуры, основными составляющими которой являются поддержка государственного патриотизма, православия и сотрудничество с Русской Православной Церковью. Ни один из этих институтов, пусть и по-разному, не поддерживал и не пропагандировал данную идеологию, а наоборот, своей деятельностью противоречил ей.

Касаясь мотивов уничтожения общественного музея имени Н.К. Рериха, не исключено, что причиной стали не только его деятельность, но и негативное отношение со стороны РПЦ и Министерства культуры. Это подтверждают события, когда ГЦСИ присудило премию «Инновация» группе «Война» и номинировало на неё художника Петра Павленского за акцию «Угроза», что также вызвало недовольство властей. Существуют и другие примеры неприятия Министерством культуры смысловой нагрузки деятельности различных музеев.

Стоит упомянуть ситуацию с Музеем истории политических репрессий «Пермь-36», который в 2015 году был признан Минюстом иностранным агентом. Этот музей, создававшийся на месте бывшего советского лагеря, был закрыт после того, как местные власти не нашли возможности сохранить его в прежнем виде. Отзначим также увольнение основателя Музея PERMM Марата Гельмана в 2013 году по политическим причинам после показа картин художника Василия Слонова, которые высмеивали Олимпиаду в Сочи.

Недавние события показывают, что даже известные театральные деятели, как Тимофей Кулябин, сталкиваются с давлением. При этом за одних выступают их коллеги, а других попросту игнорируют. Важно, что известные личности в культуре часто молчат, когда дело касается менее заметных музеев и художественных учреждений. Такое поведение, на мой взгляд, является недальновидным, ведь последствия могут быть печальными.

Недостаток публичных заявлений о поддержке музеев «Пермь-36», ГЦСИ и общественного музея имени Н.К. Рериха значительно ослабил их позиции. Теперь, когда под угрозой оказался ГОГОЛЬ-центр, такая же ситуация может произойти и с другими театрами и музеями.

Пока чиновники Министерства культуры продолжают свои действия под предлогом финансовых претензий, звучит очевидный призыв к солидарности. Необходимы коллективные и громкие выступления известных деятелей культуры в защиту этих учреждений. В противном случае, уничтожение успешных культурных институтов будет продолжаться.

Данная проблема требует внимания и активных действий от всех тех, кто понимает ценность культурных учреждений и их вклада в общество. Пропаганда государственного патриотизма, православия и сотрудничества с РПЦ не должна становиться единственной идеологией, на которой строится культурная жизнь страны.

Только объединение культурных деятелей и их активные действия смогут сохранить независимые и важные для общества культурные институты от дальнейших разрушений.

26 мая 2017 года

Оцените статью
Ритм Москвы