Уничтожение ГЦСИ

Плохая новость: «Государственного центра современного искусства больше нет. Он стал отделом РОСИЗО. Гендиректор ГЦСИ Миндлин уволен. ГЦСИ просуществовал 24 года». Сколько вреда может сделать один человек на посту министра культуры! Без ГЦСИ в современном российском искусстве будет хуже! Хуже для художников, хуже для ценителей современного искусства. Хуже для молодежи и не только молодежи — для посетителей многочисленных образовательных программ ГЦСИ, в том числе детских. Хуже для российской культуры в целом, поскольку больше в нашей стране нет институции федерального уровня, отвечающей за поддержку современного искусства.

Сложнее станет и для филиалов ГЦСИ в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Владикавказе, Калининграде, а также для художников и ценителей современного искусства в этих городах. Ведь РОСИЗО не способно и не сможет сохранить всё то культурное богатство, созданное трудом сотрудников и единомышленников ГЦСИ. РОСИЗО существует не для этого.

Мне жаль ГЦСИ! Закрывая его, Мединский, похоже, решил избавиться от проблемы премии «Инновация» с её непредсказуемыми и неприятными для властей акциями художников. Министр не смог вынести двух номинированных в последние годы на «Инновацию» акций: «Х на мосту» и «Угроза». Проблема, однако, не только в самой номинации Павленского на «Инновацию». Она была неизбежна, поскольку «Инновация» служит «фокусом», «воронкой», «рупором» для художников, в которую попадают их громкие акции.

Сложность заключается в том, что государство «живет» в политике одним «трендом», а настоящие художники — совершенно другим. «PUSSY RIOT», «Война», Павленский должны были сделать свои акции, чтобы показать обществу и интеллигенции визуально, в каком государстве мы живем. Замечательный художественный критик Анна Толстова не могла не номинировать Павленского на «Инновацию», чтобы продемонстрировать обществу, что в нашем государстве далеко не все благополучно, и что Павленский это своей художественной акцией замечательно показал!

А художник Матвей Крылов должен был показать факультативно акцию «Угроза» на церемонии вручения в Музее искусств имени Пушкина «Инновации», чтобы продемонстрировать собравшимся, что и государство лжет, обвинив Павленского сначала в вандализме, потом в покушении на «памятник культуры — двери ФСБ». ГЦСИ, в свою очередь, ушло от проблемы оценки художественной стороны этой акции, не выступив открыто в защиту Павленского с заявлением, что Павленский не вандал, а художник и не может быть судим как уголовный преступник за незначительный ущерб дверям ФСБ.

Мне кажется, что Мединский закрыл ГЦСИ и «Инновацию», чтобы больше не иметь дело с такими художниками и экспертами, которые не соответствуют политическому тренду государства и критикуют его. Я согласен с журналистом Еленой Широян, заметившей, что: «это часть масштабной кампании по уничтожению вольномыслия». Вспомните скандал с Тангейзером в Новосибирске. Планы зрели давно. И Росизо объявил, что берет под свое управление все виды искусства, включая музыку и театр.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы