«Семь метров рукотворного цунами» – так комментируют ситуацию, предположительно, вызванную открытием шлюзов или прорывом дамбы водохранилища. Но такие домыслы кажутся мне несерьезными. Варнавинское водохранилище располагается на 20 метров ниже Крымска. Если там действительно открыли шлюзы сброса, то это было оправданное решение. Неберджаевское водохранилище невелико по объему и площади. Ливень, обрушившийся на отроги Главного Кавказского хребта, был необычайно мощным.
Тем не менее, техногенное влияние на ситуацию в Крымске ощущается. Такого стремительного подъема уровня воды ранее не наблюдали. Позвольте предложить свою гипотезу. Я заметил две железные дороги, которые ведут в Крымск с разных точек хребта. Одна из них расположена рядом с рекой Баканкой, другая – с ее притоком Неберджай. Эти дороги образуют треугольник площадью около 30 квадратных километров.
Если насыпи железных дорог создают препятствия для естественного разлива рек при паводке, то в месте их пересечения образуется «бутылочное горло», где уровень воды может существенно возрасти. Похожая ситуация наблюдается в Петербурге, где даже незначительное повышение уровня в Финском заливе приводит к наводнению. Однако дороги были построены давно, и для каждого ручейка наверняка предусмотрены широкие каналы на случай паводков.
Что касается федеральной трассы А-146, она является современным сооружением со всеми вытекающими последствиями. Следует выяснить, было ли подтопление трассы в населенных пунктах и насколько оно различалось с разных сторон дороги. Если разница заметна, то моя гипотеза получит подтверждение, и придется обращаться к строителям и ремонтникам трассы.