Станислав Кучер: О зачистке «Медузы»* и не только

События, развивающиеся вокруг «Медузы», свидетельствуют о продолжающейся стратегии по окончательной «зачистке» русскоязычного информационного пространства от неподконтрольных Кремлю медиа, которые способны оказывать влияние на общественное мнение в России. Никаких неожиданностей здесь нет. Власть проявляет верность курсу, взятому еще 21 год назад, и последовательность в его реализации. Для ответственных за судьбы страны это называется «обеспечением информационной безопасности». Напомню, что именно в 2000 году была утверждена первая доктрина информационной безопасности, принятой новой властью. Оборонные и внешнеполитические доктрины появились позже.

«Спецоперация» по контролю над информационным полем растянулась на два десятилетия и условно разделяется на четыре этапа. Первый из них начался в начале нулевых, когда ключевой задачей стало установление контроля над федеральными телеканалами и растущими дециметровыми. Это было время усиления ВГТРК, захвата НТВ, «приведения в порядок» РЕН-ТВ и изгнания из эфира последних независимых журналистов, отказавшихся от лояльности власти. Контроль был наведен и над крупнейшими газетами, что достигалось как через смену собственников, так и путем соглашений с главредами. Интернет в тот период еще не вызывал особого беспокойства, так как его влияние недооценивалось.

Второй этап наступил после протестов 2011-12 годов и переизбрания Путина на третий срок, его последствия стали заметны уже после «болотного дела». Тогда в нескольких медиахолдингах произошли серьезные зачистки. Кремль начал приравнивать активное освещение протестов к его поддержке, и к концу 2012 года с радиостанции «Коммерсант-fm» была выдавлена вся команда, создавшая и сделавшая её популярной.

Третий этап, начавшийся в 2014 году, достиг своего пика в 2017-18 годах. На этом этапе «поводок» стал значительно короче даже там, где ранее существовала относительная свобода (например, в РБК, «Ведомостях», «Снобе»). В 2016 году была принята новая доктрина информационной безопасности, в которой угрозой стал признан неподконтрольный Кремлю интернет — это объясняет повышенный интерес к онлайн-медиа.

Четвертый этап, который плавно перетек в третий, мы наблюдаем в настоящее время. Подобно тому, как в 2012 году расправились со всеми СМИ и журналистами, поддержавшими белоленточный протест, сейчас будут зачистены все заметные медиа, активно освещавшие антикоррупционные расследования, отравление и митинги в поддержку Навального. Такие медиа можно пересчитать по пальцам, и «Медуза» — безусловно, самое заметное и влиятельное из независимых онлайн-изданий.

Благодаря законодательству об иноагентах, к «Медузе» проще подступиться, чем, скажем, к «Дождю», «Эху» или RTVI (хотя рано или поздно дело дойдет до всех). Отдельной темой становится зачистка YouTube, опасность которого Кремль осознал благодаря тому же Алексею Навальному. Здесь, без сомнения, «спецоперации» уже проводятся в отношении конкретных популярных YouTube-каналов и их авторов. С некоторыми будут достигнуты соглашения, кого-то шантажируют, а кого-то выдавливают из страны.

Ничего нового здесь нет — важно помнить, что спасти независимые медиа в России могут только те, кому они нужнее всего — читатели, зрители и слушатели, то есть сами россияне. Именно их сложнее всего заставить замолчать.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы