Вся правда о транспортном налоге

Абсурдность существования транспортного налога в России признают даже в руководстве страны, однако его отмена не спешат осуществить, ссылаясь на снижение доходной части бюджета. Изучая этот вопрос уже несколько лет, мы решили выяснить, что происходит на самом деле, и действительно ли доходы в бюджет так катастрофически упадут. Для этого нам пришлось поднять официальные документы и проанализировать цифры.

Из официальных заявлений следует, что «снижение транспортного налога будет компенсировано увеличением акцизов на бензин на 1 руб. за литр ежегодно в период с 2011 по 2013 год». Таким образом, для компенсации потерь в доходную часть бюджета руководство страны якобы вынуждено поднять акцизы на три рубля.

Согласно отчету Федеральной налоговой службы по форме №1-НМ, в 2009 году по всей России было собрано акциза на автомобильный бензин 109,84 млрд. руб., на дизельное топливо 32,32 млрд. руб., на моторные масла 1,3 млрд. руб. Общая сумма составляет 143,5 млрд. руб. по этой группе нефтепродуктов, произведённых на территории РФ. За 9 месяцев 2010 года аналогичные показатели составили: автомобильный бензин 93,4 млрд. руб., дизельное топливо 26,2 млрд. руб., моторные масла 1,2 млрд. руб. Соответственно, за 12 месяцев 2010 года ожидается поступление не менее 160 млрд. руб. по этой группе нефтепродуктов, которые оплачивают все автовладельцы России.

По информации из главы 22 (ст. 193) Налогового кодекса РФ, ставки акцизов на нефтепродукты в 2009-2010 гг. изменялись незначительно (в пределах 10%), и на бензин с октановым числом до «80» составляли приблизительно 2 руб. за литр, 3 руб. за литр бензина с октановым числом выше «80», 1 руб. за литр дизельного топлива. Теперь давайте произведем некоторые подсчеты!

Что означает увеличение акциза на 1 руб. за литр? Для А-80 это половина действующего акциза, что означает увеличение поступления акциза на 50%. Для А-92 и выше это треть действующего акциза, то есть рост на 33%. Для дизельного топлива повышение составляет в два раза. Исходя из статистики 2009 года, рост поступления акцизов составит не менее чем 70 млрд. руб. (более 33% на бензин и в два раза на дизельное топливо), а на основе статистики 2010 года – не менее чем 78 млрд. рублей.

Следует запомнить эту цифру в 78 млрд. руб., чтобы сопоставить её с поступлениями от транспортного налога в 2009 и 2010 годах. Вернемся к той же официальной форме №1-НМ, которая указывает, что за 2009 год в целом по России начислено 70,9 млрд. руб., собрано 62,0 млрд. руб., из которых по физическим лицам начислено 51,7 млрд. руб., собрано 42,7 млрд. руб. Аналогичные данные за 9 месяцев 2010 года показывают, что в целом по РФ начислено 83,0 млрд. руб., собрано 64,0 млрд. руб., из которых по физическим лицам начислено 65,5 млрд. руб., собрано 47,6 млрд. руб. Это свидетельствует о серьёзных проблемах с собираемостью транспортного налога, особенно от физических лиц. Граждане, хотя и пассивно, но сопротивляются этому несправедливому налогу.

Выводы напрашиваются сами собой! Увеличение акцизов на 3 рубля за литр в качестве альтернативы транспортного налога, с учётом снижения транспортного налога в два раза на региональном уровне, является четырехкратным обманом автовладельцев. Из приведённых статистических данных следует, что повышение акцизов на 1 рубль за литр бензина и дизельного топлива полностью перекрывает отсутствие поступлений от существующего транспортного налога. Таким образом, в 2011 году транспортный налог может и должен быть полностью отменён.

Самое интересное, что непонятно, чем руководствуются специалисты в Правительстве РФ: неужели за годы работы их не научили правильно считать? Вряд ли… Следовательно, основной вывод заключается в том, что нас всех обманывают! Более того, налоговое законодательство в нашей стране является по сути преступным.

Чтобы каждый мог разобраться в ситуации, ниже приведена таблица, характеризующая изменения ставок акцизов в соответствии с подписанным Президентом РФ законом о внесении изменений в главу 22 Налогового кодекса, а также выдержки из пояснительной записки Минфина и финансово-экономического обоснования к законопроекту. На самом деле, ставки акцизов увеличат не на 1 рубль за литр ежегодно, а существенно больше.

Сравнение ставок акцизов в ст. 193 НК до 1 декабря (было) и после (стало):

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (выдержка): Ставки акцизов на нефтепродукты с 1 января 2011 года увеличиваются на 1 рубль за литр подакцизной продукции, с 1 января 2012 года — на 6 процентов к ставкам акциза, предусмотренным законопроектом на 2011 год, и на 1 рубль за литр подакцизного товара; с 1 января 2013 года — на 5,4 процента к ставкам акциза, предусмотренным законопроектом на 2012 год, и на 1 рубль за литр подакцизного товара.

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»: В результате изменений, предлагаемых законопроектом, дополнительные поступления доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации составят: в 2011 году — 109,9 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет — 103,4 млрд. руб.; в 2012 году — 225,8 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет — 121 млрд. руб. Увеличение ставок акцизов в 2013 году по сравнению со ставками 2012 года приведёт к росту доходов консолидированного бюджета на 183,0 млрд. руб., в том числе федерального бюджета на 107,8 млрд. руб. Как видно, дополнительные поступления в консолидированный бюджет из наших карманов в несколько раз превысят поступления от абсурдного транспортного налога, который власти не хотят отменять.

P.S.: В нашей попытке добиться отмены транспортного налога год назад мы предлагали включить его в конечную цену продукта. При этом цена топлива поднималась бы на 50 коп., что не оказывало серьезного влияния на экономическое положение рядовых автовладельцев, но увеличивало бы собираемость транспортного налога до 100%. Налог должен быть целевым и расходоваться только на дороги, а распределение должно происходить в том регионе, где заправляются автомобили. Выражаем благодарность коллеге Андрею Юрьеву за помощь в подготовке материала.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы