С 1 сентября 2013 года в Ростовской области стартует пилотный проект по введению социальных норм потребления электроэнергии. В рамках данного проекта будут применяться пониженные тарифы для населения, а за превышение установленных норм — повышенные. В планы чиновников входит также введение социальных норм на холодное водоснабжение к 2015 году, после чего последуют другие коммунальные услуги.
Аргументы «за» введение этих норм звучат вполне убедительно: ликвидация перекрестного субсидирования при помощи производителей, стимулирование населения к энергосбережению и повышение конкурентоспособности промышленных предприятий. Но давайте разберемся, кого в действительности защищают социальные нормы потребления электроэнергии.
Госчиновники уверяют, что новые нормы направлены на защиту малоимущих слоев общества. Однако возникает вопрос: действительно ли это так? Лица, располагающие достаточными финансами, покупающие несколько квартир для инвестиций и использующие множество бытовых приборов, вряд ли будут зависеть от пониженных тарифов. На текущий момент социальные нормы потребления электроэнергии устанавливаются в пределах от 50 до 150 кВт в месяц для одиноко проживающих. На каждого последующего члена семьи добавляется 50 кВт для второго и по 20 кВт на третьего, четвертого и пятого. При этом социальная норма не увеличивается для домохозяйств с числом членов более пяти.
Система расчетов по пониженным тарифам основана на регистрации граждан по месту жительства, а если фактическое число жильцов меньше зарегистрированных, то норма уменьшается. Таким образом, возможность воспользоваться пониженными тарифами оказывается недоступной не только для «богатых», но и для тех, кто арендует жилье. Нельзя забывать, что договоры аренды на срок менее года не требуют официальной регистрации, а арендаторы часто сталкиваются с дополнительными платежами за прописку. Введение новых норм потребления ЖКУ может автоматически повысить и так высокие арендные платежи. Следовательно, цель вывести «инвестиционные квартиры» на рынок жилья может быть достигнута, но цены на аренду жилья вряд ли снизятся.
Насколько адекватны эти социальные нормы с точки зрения защиты низкодоходных домохозяйств? Известно, что самые социально уязвимые группы — это одинокие пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи. Однако среди пенсионеров есть и те, кто не испытывает финансовых трудностей, такие как отставные госслужащие и военные. Например, средняя пенсия полковника составляет около 25-30 тысяч рублей, что часто превышает среднюю зарплату в регионах.
Таким образом, в наиболее уязвимой ситуации окажутся многодетные семьи и одиночные родительские домохозяйства. Учитывая, что нижняя граница социальной нормы для одиноко проживающего установлена в 50 кВт, ее достаточно лишь на холодильник класса А и несколько энергосберегающих лампочек. Для граждан, использующих старые холодильники, которых не так уж и мало в стране, этого не хватит даже на один прибор. Необходимо учитывать также общедомовое потребление.
В Ростовской области социальные нормы для домохозяйств, не имеющих электроплиты и отопительных установок, установлены на уровне 96, 146, 166, 186 и 206 кВт в месяц для 1, 2, 3, 4 и 5 и более человек соответственно. Одним из «бонусов» для пенсионеров является возможность применения пониженного тарифа на весь объем потребления электричества в течение первого года. Но почему социальная норма так сильно уменьшилась по сравнению с предыдущими годами? Возможно, нас обманывали и завышали нормативы потребления? Или же нынешние нормы искусственно занижены?
Что касается тарифов, в Ростовской области до 1 июля 2013 года существовал тариф для городского населения в 3,23 руб./кВт, с 1 июля он увеличился до 3,62 руб./кВт, тогда как «пониженный» тариф составил 3,50 руб./кВт. Это напоминает действия магазинов, которые перед распродажами меняют ценники. Повышенный тариф в регионе сейчас составляет 3,89 руб./кВт, и энергетики прогнозируют его дальнейший рост.
В таком случае «богатые» и представители среднего класса скорее всего перейдут на альтернативные источники энергии, в то время как основное бремя ляжет на тех, кто еле сводит концы с концами. Субсидии и льготы тут не помогут, так как они жестко привязаны к установленным нормам потребления.