Постшкола

Постструктурализм, постмодерн, постнаука – все это понятия, начинающиеся с приставки «пост», которую можно интерпретировать как то, что следует за чем-то. Характеристики этого нового состояния еще не полностью определены, но оно очевидно. Почему бы не назвать это Постшколой? Возможно, термин не совсем удачен, но он определенно лучше, чем «школа завтрашнего дня» или «школа будущего». Никаких утопий и общих пожеланий! Мы живем в постиндустриальном обществе, и это очевидно, однако наши дети продолжают обучаться в школах, построенных по принципам индустриальной эпохи.

Школа, возникшая во времена промышленного переворота, имела две ключевые задачи: обучить всех всему, передав всю сумму знаний, и дисциплинировать человека, превращая его в идеального работника и солдата. Отсюда её схожесть с фабрикой, армией и местами лишения свободы. Промышленный переворот закончился – действительно ли нам нужна такая школа?

Позвольте мне предложить несколько конкретных тезисов о постиндустриальной школе, касающихся содержания, методов, форм и внутренней структуры. Содержание образования в традиционной школе определяется программами, составленными кем-то извне. В постшколе программа формируется в процессе взаимодействия учителя и ученика на основе пересечения интересов обеих сторон.

Смысл обучения в традиционной школе заключается в получении знаний, которые могут пригодиться в будущем. В постшколе ученики больше занимаются интересными проектами, которые завершаются конкретными и значимыми результатами – будь то текст для журнала, газета или видеоролик, который можно показать другим, например, ученикам другого класса или взрослым.

Традиционная школа «учит», то есть передает готовые знания. Когда эти знания теряют свою ценность, возникает вопрос: что же остается? Ответ – мыслить самостоятельно и искать решения сложных вопросов. В постшколе ученики не «учатся» в привычном смысле; они исследователи и первооткрыватели, совершающие маленькие открытия. Здесь нет привычных уроков: неподвижное сидение, взгляды на доску, поднятие рук. Большая часть времени посвящена самостоятельной работе в группах и индивидуально.

Традиционный класс напоминает лекторий, тогда как нетрадиционный – мастерскую или лабораторию, где ученики передвигаются, общаются, читают и работают с компьютерными программами. В отличие от традиционной школы, требующей от всех стандартных показателей, постшкола адаптирована «по мерке». Каждый выполняет посильную работу и получает положительную оценку не за выполнение норм, а за личный успех и продвижение.

Постшкола предоставляет большую степень свободы и возможности выбора. Ученик может выбирать работу по уровню и содержанию, как в рамках предмета, так и сами предметы. Умение делать выбор – это особое качество, которое должно развиваться в такой «школе». Для обсуждения работы, обмена мнениями и выработки правил существует Сбор класса. Что получается? Что не получается? Что нужно сделать? Ученик перестает быть статистом – он начинает осознавать свои действия.

Индустриальному обществу нужен был дисциплинированный и грамотный работник, и школа успешно решила эту задачу, обучив миллионы людей считать, писать и выполнять команды. Однако современное общество нуждается в людях с другими качествами: способности решать нестандартные задачи, делать выбор, самостоятельно определять свою жизнь, развивать демократические навыки и свободу в самом широком смысле. Какой может быть школа, обучающая этим качествам? Я предлагаю рассмотреть один из возможных ответов на этот вопрос.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы