Вообще-то есть. Только у меня возникают трудности с местоимением – «он», «она», «оно» или все-таки «они». Но есть. Проблема в объяснении: что именно имеется в виду. И не потому, что я не могу объяснить, а потому что знаю – вы не поймете. Не из-за недостатка ума, а потому что не захотите понимать. И в самом деле – зачем напрягаться? Можно было бы рассказать о концепции мира и ее структуре, о иерархии идей. Можно было бы сказать, что любая идея при ином взгляде становится материальным объектом («сгустком организованной идеи материи»), а при третьем взгляде – существом, живущим жизнью этой идеи, от замысла до осмысления. Можно было бы показать, что то, что авраамические религии называют Богом, не является образом мужика на облаке или другой личностью с сложной биографией, а представляет собой нечто совершенно иное – Идею Мира, которую мы воспринимаем как Существо Мира.
Можно было бы также обсудить атрибуты этого Существа (или иерархию существ), которое похоже на человека, как человек на куклу. Можно было бы объяснить, что это существо – не личность, поскольку его атрибуты надличностные. Можно было бы даже сопоставить это с текстом Библии и выявить скрытые смыслы. Всё это возможно. Но зачем? Кто это поймет? Верующие? Удивительно! Они в духовном развитии уступают даже комсомольцам-атеистам. Атеисты? Где нынче те атеисты, которые могут оперировать такими понятиями? Это смешно…
Тем не менее, вопрос важен, и нам придется с ним разобраться. Сегодня в России к Богу прицепились пиявки. Это лишь образное выражение. Люди используют идею Бога в грязных личных целях, чтобы воровать и растлевать. На обычных верующих невозможно смотреть без печали: до какого состояния они опускаются! Если это оскорбляет чувства людей в рясах и без, то эти чувства не являются религиозными. Это самолюбование, которое нельзя не оскорбить. Проявлять чуткость к ним – все равно что уважать мнение семилетнего ребенка, который убежден, что дважды два – это пять. Поэтому придется оскорблять. Оскорблять и оскорблять. Пока не начнет доходить…
Но при этом важно не выбросить с водой ребенка. Если вокруг религии царит вакханалия, одни от глупости, другие – от подлости, это не значит, что нужно кричать: «Бога нет!». Нет Бога в том виде, как его изображают Гундяев и Кураев. Это фантазия, детская сказка, глупость… Но есть иной Бог, о котором мы должны знать. Только он задает градиент нашего личного и общественного развития. Мы не сдвинемся с места, оставаясь последовательными атеистами, стремящимися построить жизнь на принципах гедонизма – побольше комфорта и удовольствия. С таким мировоззрением мы абсолютно беспомощны.
Нам не нравится мировоззрение 16-го века. Это понятно. Но мы пытаемся противопоставить ему мировоззрение 18-го, что почти так же нелепо, учитывая, что сейчас 21-й век. На протяжении всей своей истории человечество меняло религии. Атеизм 18-19-го века в некотором смысле тоже был религией, как и коммунизм 20-го. Сегодня нам нужна новая религия. Не религия веры, а знания. Сумеем создать ее – будем жить. Не сумеем – будут жить другие. Те, кто смогли. Мы без этого не сможем увидеть ни цели, ни программы движения к ней. И так и будем множить глупости своей юности, обижаясь на то, что нас не слушают.