Без рефлексии

Рефлексия — это способность наблюдать за собой и видеть себя со стороны. Хотя это не наивысшая функция интеллекта, она все же указывает на значительный прогресс психического развития. В целом, мы никогда не могли похвастаться высокой коллективной рефлексией — способностью видеть себя как общество и народ. Сравнивая сегодняшний уровень нашей коллективной рефлексии с тем, что было в последние годы СССР, заметить деградацию достаточно сложно.

Возьмем, к примеру, ситуацию со сбитым самолетом. Предположим, что русские в Эстонии восстали против своего правительства и начали его свергать. Эстонцы в этом случае могли бы обратиться за помощью к англичанам, чтобы подавить русский бунт. Английские самолеты начали бы бомбить Нарву, и один из них, на короткое время, залетел бы в Ленинградскую область, где мы его быстро сбили. Каковы были бы наши чувства по поводу таких событий? Если бы английский летчик катапультировался и наши ребята из Нарвы расстреляли его в воздухе, или уже на земле, выкрикивая «Слава России!» — аналогично тому, как это иногда звучит в других контекстах — что бы мы думали?

А затем англичане могли бы начать ковровые бомбардировки, стирая Нарву с лица земли. Они объясняли бы это тем, что в Нарве живут граждане Великобритании, которые приехали поддерживать борьбу русских за свободу от эстонцев. Англия не желала бы, чтобы эти «террористы» вернулись в Лондон и угрожали правительству Ее Величества, поэтому решилась бы на уничтожение их прямо в Нарве, вместе с местными жителями. Можно ли оправдать такое насилие? Убивать своих граждан, которых не суд, а премьер-министр или королева считают преступниками, в разных точках мира вместе с теми, кто их окружает? Что бы мы подумали об этом?

Ведь это именно то, как Путин объяснил Олланду применение ковровых бомбардировок и систем залпового огня против тех, кто находился на участке, где приземлялся катапультировавшийся пилот. Разумеется, это происходит при бурном одобрении общества. Создаётся впечатление, что пилота, только что сбросившего бомбы на этот участок, должны были встретить с цветами. Возможно, предполагалось, что жители Сирии будут горячо любить русских, которые бомбят их по просьбе их законной власти.

Как бы мы отнеслись к установке англичанами ПВО под Нарвой, способной сбивать любые самолеты на расстоянии 300 километров? Заявить, что это не против нас? Это напоминает ситуацию с вопросом «Кто на ком стоял?»: «Системы ПВО не направлены против наших партнеров, с которыми мы боремся с террористами в Сирии». Но здесь дело не в Путине и его заявлениях. Важно, как мы, значительная часть граждан РФ, воспринимаем эти события.

Я хороший, потому что это я; он плохой, потому что делает плохо. Но если я веду себя так же, как он, я все равно хороший, потому что это я. Эта логика напоминает детский ум трехлетнего ребенка. Когда его застают за проделками, он говорит: «Это не Петя». Это крайний эгоцентризм, который исключает любые проблески рефлексии.

Что скажет этот трехлетний по умственному уровню, но тридцатилетний или даже шестидесятилетний по паспорту человек, прочитавший эту статью? Верно, он скажет: «Автор все правильно написал, только это не про нас. Это про «пиндосов». И что с этим делать? Смеяться или плакать?

Оцените статью
Ритм Москвы