25-й кадр

Психолага интригует тектонический сдвиг в общественном сознании, который произошел после аннексии Крыма. Объяснить явление можно по-разному: реакция на национальное унижение, вскрытый нарыв обиды за поражение в холодной войне, всплеск ностальгии по СССР. Но почему такой массовый отклик? Почему под этой волной оказались даже те, кто обычно воспринимается как вдумчивые и способные к критическому мышлению? Почему даже им не резонируют на слух очевидные несуразности пропаганды? Умение мыслить логически, казалось бы, не пропьешь, но… Нет, удовлетворительного объяснения этому феномену не найти. А хотелось бы понять его суть.

Я давно не смотрю телевизор, остановился, когда ощутил странный поток деструктивной для психики энергии, исходящей не только от картинок, но и от звукового ряда. Причем не всегда это проявляется в информационных программах — ток-шоу отличались даже большей силой. Истоки этого потока почти всех передач можно описать как агрессивная пошлость, наглая ложь и самодовольная глупость. Но есть нечто большее, очень активно разрушающее психику…

В принципе, подобные эффекты могли бы достигаться и посредством «25-го кадра», но кто будет рисковать такими приемами в наше время, когда их легко распознать? В общем, забота о собственном психическом здоровье подсказала мне отвыкнуть от телевизора. Если мне нужно ознакомиться с новыми шедеврами Мамонтова или Киселева, я скачиваю записи из интернета — пока антипиратское законодательство это позволяет. Однако, чтобы разгадать тайну грандиозного успеха телепропаганды, я решил отступить от своих принципов и провести научную экспедицию в телевизионный мир.

Это начинание напоминало спуск в жерло вулкана или посещение террариума с кобрами — дело требующее особых мер безопасности. Приняв необходимые меры предосторожности, я включил «Россию-24». На протяжении 30-40 минут, с нарастающим интересом, наблюдал их работу и искал «фишку» их успеха. Результаты оказались впечатляющими.

В самом деле, не в буквальном смысле, но обнаружилась некая аналогия с «25-м кадром». Я не исключаю существования субсенсорных включений в аудио- и видеоряд, которые не улавливаются сознанием, но тем не менее воспринимаются на интуитивном уровне. Однако утверждать это нельзя — не пойман — не вор.

Этот «25-й кадр» достигается благодаря мощному задействованию паравербальных компонентов речи — интонации, модуляции, темпа, ритма и т.д., а также невербального воздействия — взгляда, мимики, жестикуляции. Полчаса я наблюдал за превосходной актерской игрой талантливых актрис, которые вели эфир, не выходя из образа и не допуская малейшего переигрыша, сохраняя высокую эмоциональность.

Слова, например, такие как «хунта», «бендеровцы», «ополченцы», не играли определяющей роли. Куда сильнее работали взгляды, полные грусти и недовольства, тональность голосов, полная внутренняя убежденность в сказанном. Всё это создавало некую сценическую правду: события на экране могут быть фантастичными, но игра актеров делает их реальными — и мы верим в Бабу-Ягу, терминатора и дракона.

Спектакль на канале «Россия-24» был высочайшего качества. Здесь бы Станиславский не произнес свое знаменитое «Не верю!», он бы поверил. И сотни миллионов наших соотечественников также верят. Не нужно метать в них громы, кто же устоит против такого театрального напора!

Обычные люди… Возможно, они легкомысленны. Украинский вопрос только усложнил ситуацию. Однако, ни в Европе, ни в Америке я не видел такого мастерства телепропаганды. Это наше отечественное достижение. Если теоретически что-то подобное и было известно, то на практике никто не делал ничего даже близко к такому масштабу. Ни Геббельс, ни советские пропагандисты с их унылыми телепередачами. Мы можем, когда захотим! И все эти русофобы, смеющие утверждать обратное, вряд ли могут быть правы. Кто же тогда самый талантливый народ в мире?

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы