Александр Зеличенко: Путин и Бердяев

Цитата из Бердяева, произнесенная Владимиром Путиным, звучит резко: «Вот вам, интеллигентская шушера, что ваш кумир говорит о нашей идеологии: без консерватизма один сплошной упадок и одно сплошное разрушение». Разглядим это высказывание без углубления в сложные социальные философские концепции Бердяева и его взгляды на революцию, которые нашли отражение в четырнадцати письмах, адресованных его духовным врагам в первой половине 1918 года. Эти письма легли в основу работы «Философия неравенства», из которой спичрайтеры президента выбрали цитату из пятого письма.

Вопрос интересен для исследователей философии, но для широкой аудитории, пожалуй, важнее то, как искусно докладчик интерпретировал слова Бердяева. На самом деле, философ не писал о современной президентско-патриаршей или консервативной идеологии, которую олицетворяли Михалков и Говорухин. Бердяев определенно не поддерживал тот удушающий политический консерватизм, который губил Россию при Николае Первом и Александре Третьем, а ныне является инструментом продления власти партии власти.

Позвольте привести в качестве примера самих Бердяева. Он утверждает: «Я хочу говорить сейчас о консерватизме не как о политическом направлении и политической партии, а как об одном из вечных религиозных и онтологических начал… Консерватизм есть борьба вечности со временем, голос народа во всей его истории». И далее он отмечает: «Когда консерватизм отрицает творчество новой жизни, когда он задерживает движение жизни и представляет лишь силу инерции и косности, он также разрывает отчую и сыновнюю ипостась». По его мнению, консервативное начало не должно быть единственным, оно должно сочетаться с творческим началом и динамическим движением.

Правда консерватизма заключается не в задержании творческого движения, а в сохранении вечного и нетленного в прошлом. Однако в этом прошлом также много тленного и злого, что обречено на уничтожение. Защита всего, что не имеет смысла, есть негативный консерватизм, который может привести к революции. Бердяев подчеркивает: «Существует тип консерватора, который более всего сделал для скомпрометирования консерватизма». Настоящее сохранение должно основываться на преображающей энергии, иначе это станет злом.

Традиция включает как консервативное, так и творческое начала, и ложный, косный консерватизм не понимает связи между тайной прошлого и будущего. Революционизм служит предупреждением для ложного консерватизма. «Мы почитаем в старинном жизнь, а не смерть», — утверждает философ, добавляя, что консерватизм становится задерживающим началом, если он не осознает себя в гармонии с творческим началом.

Консервативное начало не должно быть насильственным. В консерватизме необходима не только сила, но и правда, способная привлечь сердца народа, укорененная в его духовной жизни. «Постылый и отталкивающий консерватизм бессилен», — подчеркивает Бердяев, добавляя, что несчастна страна, где консерватизм становится ненавистным и насильственным.

Когда консерватизм воспринимается как препятствие для развития и враждебность к творчеству, в стране неизбежно готовится революция. Ответственность здесь несут и те консервативные силы, которые допустили омертвение. Энергия консерватизма должна быть имманентна народу.

Бердяев обращается к своим духовным противникам с предупреждением: «Не выплескивайте с водой ребенка». Уничтожая отжившее, не следует посягать на вечное. Эта мысль актуальна и сегодня. Несмотря на опасения философа о том, что вечное в народной жизни может быть повреждено неумелыми действиями, важно понимать, что, прикрываясь его именем, пытаются навязать идеологии и политику, способные привести страну к тяжелым последствиям в будущем.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы