Я хочу, чтобы был второй тур. Какой второй тур я хочу? Чтобы у всех соперников Собянина было поровну голосов? Или чтобы все несобянинские голоса достались Навальному? Первый вариант гораздо лучше, так как протесту противопоказан вождизм. Вождизм – это симптом инфантилизма протеста, а следовательно, его неспособности изменить жизнь к лучшему. Взрослые люди не влюбляются в вождей. Это удел юношей. Плох вождизм и тем, что вожди смертны, а смерть лидера не должна убивать движение.
В общем, в истории с Навальным непонимание его фанатами и более трезвыми сторонниками, готовыми зажать нос, опасностей вождизма – это не лучшее из возможных положений. Если бы Навальный был идеален, это не оправдало бы раздувание лозунга «Если не Навальный, то кто?» Однако выигрыши от второго тура, случись он с явным преимуществом Навального над четверкой, могли бы перекрыть урон от внедрения в протест идеи вождизма и, в частности, данного вождя с его личностными особенностями.
Второй тур дал бы обществу совершенно иное самоощущение – понимание своей силы и самоуважение. Может быть, за это стоило бы расплатиться и Навальным-вождем. Впрочем, это теоретический разговор: власть хорошо понимает, что второй тур значит для неё. Поэтому она умело внедряет вождизм в протест. Власть умная. А мы – глупые.
Мы имеем отличную возможность получить второй тур, не выбирая себе Навального вождем, но эту возможность не только не используем, но, как я с удивлением обнаружил, в своем абсолютном большинстве и не знаем о ней. То есть мы не просто глупы, а банально безграмотны. Наша безграмотность проявляется в отношении к выборному законодательству. Мы не знаем, что на этих выборах можно голосовать за второй тур, не поддерживая ни одного из кандидатов, даже не рассматривая кандидатов из пятерки собянинского кордебалета.
На самом деле открываем Федеральный закон 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и читаем: Ст. 70. п.2.1. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по количеству бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования. Ст.71. п.1. На выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации избранным считается кандидат, набравший более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
То есть, чтобы проголосовать за второй тур, не поддерживая ни одного из кандидатов, нужно всего лишь не полениться прийти на выборы, поставить несколько галочек (желающие могут также выразить своё недовольство каким-либо ругательством) и опустить бюллетень в урну. Всё. Не бойкотировать выборы. Не уносить бюллетень. А всего лишь сделать эту простую вещь.
Что касается подсчета результатов, то в ситуации, когда власть играет с нами в «честные выборы», подсчитывать их нечестно будет не так просто. Как выяснилось, множество вполне образованных людей не знают о таком способе поведения на выборах и, испытывая небеспочвенное отвращение ко всем предлагаемым кандидатам, предпочитают вовсе не участвовать в выборах. Делая тем самым именно то, что нужно от них власти.
Почему об этой возможности не говорит никто из команд кандидатов, понятно – у них иные задачи. Но почему об этом вообще никто не говорит – для меня это непонятно.