Вероятно, в первой статье я слишком лаконично объяснил, в чем заключалась слабость статьи Надеина: «Раздувая важные, но второстепенные в контексте его темы детали и опуская важнейшие, автор создает карикатурную историческую интерпретацию» – прошу прощения за автоцитату. В любом случае, среди комментариев не встретилось признаков понимания этой простой мысли. Что ж, значит, нужно ее развить: она хоть и проста, но важна.
Что же является важнейшим в Великой Отечественной войне и в Победе, что делает их великими? Три вещи: великое страдание, великое преодоление и барьер перед великим злом. Те, кто читал «Братьев Карамазовых», помнят эпизод, когда почти святой старец Зосима к удивлению присутствующих падает на колени перед шалапутным Дмитрием Карамазовым. «Я… великому будущему страданию его поклоняюсь». Страдание заслуживает поклонения. Многие ли понимают это сегодня?
Война, прежде всего, была великим страданием народа. Страданием мальчиков, обреченных умереть в самом начале жизни. Страданием девочек, лишенных главного, что было у них – любви. Страданием раненых от физической боли. Страданием от холода, страдания от голода. Страданием от потери самых родных людей. Страданием узников концлагерей. Страданием сжигаемых заживо в акциях устрашения. Страданием расстрелянных в Бабьем Яре и Понарах… Это был океан слез – пролитых и силой удержанных внутри. Забыть о нем невозможно. Только человек с плоской душой может позволить себе такой забывчивость.
Но помимо великого страдания, война стала и великим преодолением: общая великая Победа – это сотни миллионов или миллиарды маленьких побед над собой, побед, которые одерживали десятки миллионов людей. Побед над своим страхом, когда требуется отправиться на верную смерть. Побед над своей усталостью, когда нет сил пошевелиться, а нужно работать. Побед над горем, когда хочется зарыться в подушку, а нельзя – надо делать совсем другое. Побед над болью. Побед над чувством безнадежности. И побед над своей ненавистью, когда хочется разорвать врага на куски… Конечно, в этих битвах были и поражения. Но побед было гораздо больше.
Была ли у войны теневая сторона? Да, конечно: и преступления, и предательства, и жестокость… Нужно ли о ней говорить? Конечно, нужно. Но когда она заслоняет светлую сторону (а именно так происходит в статье Надеина и в других подобных материалах), мы уподобляемся тем, кто не различает любовь и половой акт, тем, кто смеется над старушкой, упавшей на землю и пытающейся встать на ноги. Мы становимся духовными слепцами, пошляками. Такой пошлости в современном мире много. По мере того как человечество смеется, расставаясь с своим прошлым, его гогочущая часть скатывается в пошлость. Карикатуры на Мухаммеда, комиксы про Иисуса – их авторы балансируют на тонкой грани, отделяющей искусство от пошлости, и часто сбиваются на половину не искусства.
Та же опасность ожидает любого автора, который выбирает своей темой высокое. Да, сталинский режим действительно был преступным. Как же быть с этим? Молчать? Нет, конечно, не молчать. Гордиться всем этим? Нет, не стоит гордиться: гордость, даже когда она касается личных достижений, – признак духовной близорукости. Если бы гордецы видели себя полностью, им было бы не до гордости. Тут не стоит гордиться – нужно стыдиться.
Все это так. Но… Во-первых, наш стыд не должен умалять преклонение перед действительно великим. А во-вторых, мы не поймем историософии Великой Отечественной войны, если не увидим, что отличало советский коммунизм от немецкого национал-социализма. При некотором внешнем сходстве это два совершенно разных явления в мировой истории. Но об этом в следующей статье.
