Это случилось без малого 40 лет назад. На четвертом курсе я написал реферат о психологии как науке и психологии как искусстве и попросил прорецензировать его крупнейшего советского психолога Петра Яковлевича Гальперина. Петр Яковлевич был не только выдающимся ученым, но и учителем от Бога – талант, который встречается крайне редко. Несмотря на огромную загруженность и, надо сказать, небогатырское здоровье, он не отказал незнакомому студенту и через пару недель пригласил меня домой. Времена были такие, что это не вызывало удивления. Поли реферата были покрыты критическими замечаниями, и одно из них попало в цель настолько точно, что я запомнил его на всю свою последующую творческую жизнь. Замечание звучало так: «Попробуйте ответить сначала, для чего изучают литературу в школе? Это вопрос не простой…». Лет тридцать прошло, прежде чем я смог сказать себе, что знаю ответ на этот вопрос. Спасибо Вам, Петр Яковлевич!
Итак, для чего? Вопрос звучит очень просто, но ответ далеко не так прост. Конечно, далеко не в первую очередь, чтобы познакомить детей с элементами литературоведения. Это задача последняя по значимости. У уроков литературы в образовательном процессе три главные функции:
- «втягивание» и «погружение» школьника в художественную культуру и культурный процесс;
- «тренинг жизни»;
- «выращивание души» через эстетическое развитие.
О каждой из них стоит говорить отдельно. Культурный процесс образован совокупностью всех произведений искусства, создаваемых в обществе. Через эти произведения общество осознает и понимает себя. Оно говорит о себе, рассказывает о себе и своим собственным членам, и другим обществам. Иначе говоря, культурный процесс – это зеркало жизни общества, прежде всего, его внутренней, духовной жизни: мыслей, чувств, переживаний. Недаром один из первых теоретиков искусства называл его «общественной техникой чувств». Включение подрастающего человека в культурный процесс крайне важно, так как именно в нем формируется осознание себя как частицы общества и, в частности, гражданское чувство. Но гражданское чувство – только частность. Приобщаясь к культурному процессу, человек «пропитывается» всей системой идей, которыми живет общество: и тех, которые оно осознает четко в виде теорий, и тех, которые осознаются смутно в форме художественных образов.
«Тренинг жизни». Подросткам при их огромном желании жить и чувствовать совершенно естественно не хватает жизненного опыта – жизнь ведь только начинается. Отождествляясь с литературными героями, школьник проживает непрожитые в реальной жизни ситуации, наращивая жизненный опыт. Конечно, не столько сам опыт, сколько его прообраз. Но и этот прообраз очень важен: он формирует то, что психологи (термин был введен в работах Гальперина) назвали «ориентировочной основой деятельности», хотя точнее было бы говорить о всей жизне-деятельности. Естественно, «книжное знание» не может заменить знания жизни, но оно помогает растущему человеку ориентироваться в жизни и организовывать накапливающийся опыт.
И наконец, эстетическое развитие — развитие эстетического чувства. Это одна из важнейших стадий духовного развития человека. Способность к эстетическим переживаниям появляется, когда сознание становится достаточно широким, чтобы одновременно удерживать несколько линий, чье развитие и взаимодействие отвечает за эстетическое переживание. Чем шире сознание, тем ярче и глубже эстетические переживания, тем сильнее человек чувствует красоту мира. Отсюда понятна центральная роль эстетического развития во всем воспитательном процессе: формируя способность чувствовать красоту, мы растим саму душу. В школе эстетическое чувство должно развиваться на уроках литературы.
Отсюда понятно, сколько времени должна изучаться литература в школе, и какой должна быть учебная программа. Литература, вместе с математикой, формирующей культуру мышления, является важнейшим предметом, обязательным к изучению для всех школьников, независимо от того, кем они собираются стать в будущем – физиками, лириками, футболистами или животноводами. Времени на уроки литературы жалеть нельзя: нужно дать школьникам возможность растить себя и учиться жить не 2 и не 3, а, как минимум, 5 часов в неделю – не меньше часа в день.
Что касается самой учебной программы, то она должна быть определена жестко и исключать вкусовой произвол преподавателей. Иначе мы неизбежно будем воспроизводить ситуацию, когда учитель литературы поет на уроках «Не женитесь на курсистках…». Творческая свобода учителя должна проявляться не в этом. Во-вторых, в программу должны входить произведения, определяющие суть культурного процесса, то есть классика из классики. Таких произведений сравнительно немного, и они все хорошо известны: «Евгений Онегин», «Горе от ума», «Мертвые души», «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Три сестры», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», «Архипелаг Гулаг»…
Расширять этот список, безусловно, возможно, но делать это нужно осторожно, и заниматься этим должны не случайные люди, а те, кто составляет нашу художественную и интеллектуальную элиту.
В заключение, конечно, серьезное преподавание литературы должно включать и знакомство с мировой литературой: Ведами, Библией, «Дао дэ дзин», Гомером, Руми, Шекспиром, Гете… Но боюсь, сегодня этого нам просто не осилить.