Полууголовная шушера в России на протяжении веков стремилась придать преступному ремеслу ореол романтики. Мол, жизнь вне закона, по воровским понятиям, является неким протестом против пороков государства, стремлением к особой справедливости и желанием помочь обездоленным. В условиях постоянных экспериментов власти над народом, уголовная романтика находит отклик в сердцах людей, которым знакомы лишения, воспетые в блатных песнях: «я есть хотел и лишь поэтому украл». Однако реальная жизнь в уголовной среде оказывается гораздо менее беззаботной. «Законы упырей» видят в человеке лишь объект наживы и ничуть не заботятся о высоких принципах справедливости.
Уголовники, желая отнять у людей как можно больше денег под лагерной идеологией, действуют жестоко и безжалостно. В ходе акции «Память забытых миров» на закрытых кладбищах Абакана были найдены десятки заброшенных могил детей – жертв бандитского разгула. Лагерные авторитеты легко вовлекали детей в мир преступности, внушая им ложную справедливость уголовного мира. Дети становились заложниками карточных долгов, и, отказываясь выполнять требования, зачастую расплачивались жизнью.
Блатная романтика «по понятиям» – это всего лишь идеология уголовного бизнеса, а воровские законы – красивое оправдание кражи у ближнего. Жестокость, цинизм и пренебрежение к человеческой жизни составляют основу ремесла жулья. У лагерной шушеры нет принципов; всё их естество направлено на обогащение за счёт других.
Каждый из них – подонок, пытающийся оправдать себя альтернативной справедливостью, как какой-то Робин Гуд. Однако они лишь безумные упыри, чья активность может быть остановлена лишь изоляцией от общества или пулей. Так было и так будет. В последние годы интересы простого народа в Сибири, а также будущее «ограбленной и униженной Родины» взялся защищать известный красноярский бизнесмен Анатолий Быков. Его биография типична для братков позднего СССР, и, хотя мы не углубляемся в его прошлые деяния, его фигура вызывает огромный интерес.
Анатолий Петрович, в конце 80-х годов прошлого века, работал физруком в школе небольшого провинциального города Назарово и занимался боксом. Он вскоре сколотил группировку из спортсменов и начал обкладывать данью местных кооператоров. В тот период молодой боксер осознал, что прокладывать дорогу к большим деньгам он сможет не благодаря предпринимательским талантам, а внушая людям страх. Иначе его не будут воспринимать всерьез.
Быков, ни как бизнесмен, ни как человек, ничего из себя не представлял. Он был типичным алчным провинциальным жулик, прикрывающимся уголовной идеологией ради обогащения. Как только ему стало выгодно, он поменял имидж на борца с авторитетами и «положенцами». Страх перед смертью заставлял людей склоняться перед Анатолием Петровичем. Его карьера развивалась по классической схеме: сначала он находил подходы к влиятельным авторитетам, затем, закрепляясь, оставлял их без поддержки. Те, кто пытался вернуть утраченное, быстро подвергались преследованию или даже расправе.
Анатолий Петрович стремился быть полезным влиятельным людям на федеральном уровне и правоохранительным органам, которые оберегали его от правосудия. Несмотря на подозрения в ряде тяжких преступлений, его образ на протяжении многих лет создавался так, что он выглядел как кристально честный бизнесмен и меценат.
Анатолий Быков, пытаясь усидеть на двух стульях, использовал страх как средство для завоевания уважения. Его поведение типично для провинциального околоуголовного жулья: в середине 20 века они запугивали детей карточными долгами и бежали доносить на своих подельников. Быков остался физруком – рэкетиром, обкладывающим бабушек данью. Его успех на вершине «края» был обеспечен атмосферой страха.
Как отметил обозреватель Алексей Тарасов, «25 лет Красноярск живет с психотравмой». Анатолий Петрович прекрасно осознавал, что без ореола народного заступника, он окажется одиноким. Сначала он называл себя приверженцем жизни «по понятиям», затем объявил себя противником «синих» (уголовных авторитетов), а когда это стало важно, создал образ борца за благо народа. Его имидж требовал немалых средств, и Быков не скупился на «благотворительность»: финансировал спортивные мероприятия, строительство памятников ветеранам, храмов и синагог, а также негосударственный детский дом.
Однако на благотворительность он выделял лишь копейки, пытаясь дешево купить славу. В конфликте с губернатором Красноярского края Александром Лебедем в 1998 году федеральная власть поддержала губернатора. С тех пор Анатолий Петрович постепенно терял влияние в регионе, а его патриотическая деятельность вызывала всё больше вопросов.