Исаак Розовский: Гробы уже закуплены. Ждем-с…

Постулат о человеческой жизни как высшей ценности лежит в основе многовековой еврейской традиции. Поэтому спасение даже одной жизни в случае прямой или гипотетической угрозы считается абсолютным долгом, по сравнению с которым меркнут любые другие соображения, не говоря уж о меркантильных расчетах. Это — в теории, а на практике?

7 тысяч погибших, 20 тысяч раненых и покалеченных, 200 тысяч, лишившихся крова. Место действия – Израиль. Что это? Сценарий очередного фильма-«ужастика»? Или возможные последствия нападения со стороны вероломного врага? Нет, это «мягкий» прогноз последствий землетрясения, ожидающегося в Израиле. В октябре 2013 года израильский министр по делам тыла озвучил его, и в его министерстве имеется и более жесткий прогноз, в котором речь идет не менее, чем о 15 тысячах погибших.

Для сравнения: в двух самых крупных войнах Израиля (1967 и 1973 годы) в общей сложности погибло 3,5 тысячи израильтян. Из приведенных цифр видно, что мощное землетрясение может стать крупнейшей катастрофой в истории Израиля. Самое страшное, что уже «посчитанные» в качестве жертв люди даже не могут утешать себя тем, что, мол, неизвестно – случится землетрясение или нет. Еврейское государство оказалось в одном из самых сейсмоопасных районов Земли – в зоне знаменитого Сирийско-Африканского разлома. Поэтому все специалисты согласны: мощное землетрясение неминуемо. Неизвестно лишь, когда это произойдет. Оно может случиться и через пятьдесят лет, но может – и завтра.

Единственное, что можно сделать, – это постараться смягчить последствия катастрофы и свести к минимуму число жертв. Этого можно было бы добиться при заблаговременном предупреждении о надвигающемся землетрясении. Долгие годы такое предупреждение оставалось несбыточной мечтой сейсмологов всего мира. Однако недавно наметился некоторый прогресс. Вроде бы удалось создать прибор, предупреждающий о землетрясении за 10 секунд до его начала с «мертвой зоной» в радиусе 50 км от эпицентра. Хотя практическая польза от таких предупреждений близка к нулю, израильское правительство намерено выделить 25 миллионов шекелей на закупку и установку этих приборов.

Лично я считаю это решение абсолютно правильным. Те, кто по долгу службы занимается этим вопросом, должны быть уверены, что сделали все, что могли, чтобы потом их совесть не мучила. Но что, если бы удалось создать прибор, предупреждающий о землетрясении не за 10 секунд, а за несколько часов до его начала? Он мог бы уменьшить число жертв в сотни раз. Казалось бы, его должны с руками оторвать, не пожалев ни 25, ни 250 миллионов.

И вот тут начинается самое интересное. Нашелся человек, который утверждает, что ему удалось создать такой прибор. Его зовут Александр Ягодин, он геофизик по профессии и подкрепляет свои слова заключением высшего Экспертного совета России по землетрясениям. Это заключение было получено после официальной проверки реально предсказанных землетрясений в Чили, Турции, Греции, Иране и в Средиземном и Охотском морях. Ягодин утверждает, что система таких приборов способна предсказывать землетрясение не только за несколько часов, но иногда и за 3-4 дня. По его словам, создание постоянно действующей системы «раннего предупреждения» обойдется государству Израиль не в 250 и даже не в 25, а всего лишь в 2 миллиона шекелей в год (менее 600 тысяч долларов!). Эта сумма выглядит смешной в стране, где 30 миллиардов шекелей вдруг исчезают, а потом «находятся» 15 миллиардов из них.

Александр – человек активный. Он сумел пробиться к депутатам Кнессета и к различным министрам. Он уже 10 лет ходит по инстанциям, пытаясь заинтересовать чиновников своим проектом, способным спасти жизни тысяч людей. Он много лет находится в переписке с главным израильским сейсмологом д-р Ави Шапиро. И везде наталкивается на бюрократическую стену. А часы-то тикают.

Я не являюсь специалистом в этой области и не могу точно судить, прав ли Александр Ягодин или заблуждается. Но полагаю, что уважаемые министры и даже премьер-министр едва ли являются «доками» в этом вопросе. И вот я спрашиваю себя, если бы «директором был я», как бы я поступил на их месте? Даже если бы допускал, что существует лишь один шанс из ста, что прибор Ягодина действительно работает, я бы распорядился немедленно начать установку системы раннего предупреждения, положившись на экспертную оценку эксперта департамента геологии Израиля и поддержку Комиссии Кнессета по науке (2005), а также на мнение экспертов центра ядерных исследований.

Эффективность такой системы можно было бы проверить по результатам ее работы в течение первого года. Разумеется, задним числом может выясниться, что 2 миллиона шекелей были истрачены напрасно. Зато в случае успеха на базе этого опыта можно было бы создать эффективную и недорогую международную систему раннего предупреждения, способную спасти сотни тысяч жизней. И я сильно подозреваю, что не «начальники», а рядовые граждане в любой стране поддержали бы такое решение. Но я «не директор»…

Александр Ягодин продолжает забрасывать чиновных бюрократов призывами, на которые те не реагируют. В то время как израильские госструктуры с гордостью рапортуют, что в рамках подготовки к землетрясению уже выделили 8 участков по всей стране для массовых захоронений и закупили несколько тысяч гробов, а также заготовили большое число черных пластиковых пакетов для складывания в них тел погибших, если гробов не хватит.

P.S. У читателей может возникнуть вопрос: с чего вдруг автор решил написать статью по теме, в которой он сам называет себя профаном? Отвечаю: я был в числе первых пяти психологов, направленных в Армению для оказания психологической помощи пострадавшим сразу после спитакского землетрясения в 1988 году. После увиденного мною там, я не хочу, чтобы в Израиле или где бы то ни было повторилось нечто подобное.

Оцените статью
Ритм Москвы