Поистине страшная история произошла ночью 6 сентября в Москве – была разрушена протестантская церковь, Дом молитвы, в котором собирались христиане веры евангельской, или как их еще называют, пятидесятники. Это вполне традиционная христианская община, но поскольку она не является православной, к ней отнеслись со зверством, которое сложно представить. Такое было с церквями только во время большевистского террора, и лишь пасторы остались живы. Здесь произошло и святотатство, и кощунство, и оскорбление религиозных чувств, и явное разжигание религиозной вражды. Это похлеще, чем просто танцы в храме. Но как-то не верится, что хоть кто-то понесет за это наказание.
Верующие Церкви «Святая Троица», входящей в централизованную организацию Российская Церковь христиан веры евангельской, давно ожидали, что их выгонят с занимаемой земли и отберут здание. Эта протестантская община — одна из старейших и известных в столице. Еще в 1980 году церкви был выделен дом в Косино на Косинской улице. В советские годы власти принципиально не оформляли участки для верующих, но, как это ни странно, московские власти и в последние 20 лет также не стали ничего оформлять, затягивая процесс. Уже по коммерческим соображениям было решено постепенно выгнать церковь с её участка.
Старый Дом молитвы был снесен в 1996 году, и был выделен участок на улице Старостина. Однако стоимость земли повысилась, появились новые микрорайоны, проведено метро и т.д., и опять возникла необходимость сносить церковь. В 2005 году с церковью был расторгнут временный договор на пользование земельным участком, а 17 мая было вынесено решение о сносе «временных построек», под которыми имелась в виду церковь. Альтернативные участки верующим предлагали в природоохранной зоне и на территории, где у жителей уже стоят гаражи. То, что все произойдет настолько жестко и бесчеловечно, никто и не думал.
Примерно в 00:15 6 сентября около 40 молодчиков ворвались на территорию церкви. Первым делом люди, которые представились как полицейские, нейтрализовали охрану церкви, состоящую из одной девушки, и забрали её в отделение полиции, якобы за сопротивление сносу. У нее отобрали телефон, а телефонный провод в церкви был оборван, и заставили писать пояснения до 3-х часов ночи, пока Дом молитвы сносили спецтехникой. Только в 3 часа ночи девушка смогла позвонить, и на место прибыли пасторы и другие верующие.
Христиане увидели картину фактически снесенного и разграбленного Дома молитвы. Место сноса охраняли люди в толстовках с капюшонами без опознавательных знаков. Пастор Василий Романюк описывал происходившее: «Верующим никто не представился, никто не знает, какая организация выиграла тендер Префектуры ВАО на снос здания. Старший из этой бригады вышел и сказал, что они исполняют решение суда, а на вопрос, кто он, ответил: «Я Элвис Пресли и пою для вас песни». После этого все услышали дружный смех и грубости в адрес пастора и церкви.
Воинственные люди в толстовках утверждали, что они якобы народные православные дружинники и пришли сюда, чтобы защищать православие от «сектантов». Но я не верю, что такими могут быть православные». Они ушли вместе с полицией, которая не вмешивалась в происходящее, оставив членов церкви у развалин. Из снесенного здания были похищены сосуды для Евхаристии, разбита машина, увезен генератор, микшерный пульт с микрофонами, синтезатор, видеопроектор, музыкальные инструменты и другие ценные вещи. Остальные вещи, в том числе богослужебные предметы, были втоптаны в грязь.
Исчезла также историческая чаша для Евхаристии, которую использовал во времена гонений в 1950-е годы отец пастора Василия – Николай Романюк. В шкафчике в разбомбленной церковной канцелярии святотатцы оставили только фотографии верующих советских лет. Более того, были сорваны денежные ящики, которые использовались для сбора пожертвований, и они были выпотрошены и брошены на пол. Религиозная литература была смешана с мусором и обломками здания, были украдены даже шоколадки, предназначенные для детей.
В завершение варварства «дружинники» сфотографировали номера машин приехавших членов церкви и пастора, пригрозив сжечь автомобили, особенно тех, кто пытался фотографировать погром. Только выдержка пастора Василия Романюка помогла сдержать мордобой, на который провоцировали дружинники активистов церкви. Таким образом, «антисектантский погром» был, получается, заказан префектурой ВАО, которая уже признала, что альтернативного участка церкви никто не выделил.
Община, в которой более 500 человек, полноправных граждан России, осталась на улице. Имущественные коллизии бывают разные, церковь была готова уйти, но ей не дали даже вынести ценные и священные вещи, что привело к ущербу, по оценке пастора, примерно на 2 миллиона рублей. Ладно вещи и здание, но сами мародеры-дружинники оскорбили религиозные чувства и разрушали церковь. Пусть для протестантов церковь и не является столь же сакральным пространством, как для православных или католиков, это пространство молитвы все равно воспринимается как святое место. Это святотатство, как и святотатством является похищение чаши для причастия.
Пусть в российском законе нет таких понятий, как кощунство и святотатство, но есть статьи по поводу оскорбления чувств верующих, а также за воспрепятствование отправлению религиозных нужд верующих. Получается, что в этом виновата префектура ВАО, лишившая христиан здания и ничего не давшая взамен. На фоне проектов по постройке 200 храмов для православных снос здания протестантской церкви – вопиющее беззаконие, знак двойных стандартов. Мусульмане ведь также заявляют о дискриминации своих интересов в связи с трудностями в строительстве мечетей.
В данном случае власть сама провоцирует пропаганду превосходства одной религии над другой – недаром «дружинники» мотивировали свои действия защитой православия от «сект». Кстати, в 2011 году осенью в Москве было снесено здание, построенное католической общиной, где монахини работали с детьми. Снесенная пристройка была разрушена также по решению суда. Вроде бы все законно, но неужели к религиозным объединениям, к работе верующих, к их богослужебным предметам, к местам, где они служат, надо относиться именно так – без особого уважения, без осознания того, что главное для чиновника – не имущество и не коммерческие интересы, а политика уважения к вере, воспитания веротерпимости, межрелигиозного мира в таком мегаполисе, как Москва?
Это же особая сфера, к которой должен быть гибкий подход; любую религию охраняет в России Закон о свободе совести и статья 28 Конституции РФ. А на деле получается, что неправославные христиане в России – почти не люди и почти не граждане. Церковь «Святая Троица» резонно требует хотя бы извинений от префектуры ВАО, раз за такие погромы у нас не судят, а судят только за танцы. Как сказал один из верующих, пораженный тем, что сделали с его церковью: «Пал Рим, распинавший христиан. Пал Советский Союз, расстреливающий их. Падет и Путинская Россия, если не одумается, не покается, не исправит соделанного». Интересно, обратит ли прокуратура внимание на новых «кощунников» и «святотатцев»?
См. фото разрушений и свидетельства очевидцев.
