Роман Лункин: Отец Павел Адельгейм: проповедник и гражданин

Вечная память отцу Павлу. 5 августа он был убит, а убийцей стал психически нездоровый человек, якобы кричавший, что это ему приказал сделать сам дьявол. Наш мир не в состоянии вынести такую праведность, такую честность, цельность и такую веру, которая была у отца Павла. Его биография сама говорит об этом.

Отец Павел был человеком, который пережил многое: его отец был репрессирован, мать отбывала срок в тюрьме, а его детство прошло в детском доме, пока мать не вышла из заключения. Он обратился к вере в Казахстане, в общине отца Севастиана, келейника старца Нектария из Оптиной пустыни. Затем Павел стал послушником Киево-Печерской лавры и продолжил учебу в Киевской духовной семинарии, однако был исключен за свою активность и проповеднический талант по предложению архимандрита Филарета, ныне патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата.

В 1959 году отец Павел был рукоположен в сан диакона архиепископом Ермогеном, который тогда обличал руководство Московской патриархии за нарушение церковных канонов и правил приходской жизни. Отец Павел фактически стал продолжателем дела Ермогена, строившего храмы и отстаивавшего христианские ценности, подчеркивая важность общины, а не власти епископата. Эта тема будет центральной в его жизни.

Епископ Ермоген был уволен на покой и в 1968 году осужден Синодом РПЦ. В 1970 году отец Павел Адельгейм получил 3 года лагерей за строительство храма в городе Каган Узбекской ССР, после доноса одного из священнослужителей. Его честность и проповедническая деятельность привели к тому, что руководство колонии организовало покушение на него, в результате которого он лишился правой ноги.

С 1976 года отец Павел служил в Пскове. Кто бы мог подумать, что постсоветское время религиозной свободы будет для него не меньшим испытанием, чем советские годы. Как говорил сам отец Павел, его общественная работа прекратилась с 1993 года, когда епархию возглавил Евсевий, ныне митрополит, который заявил, что с диссидентом Павлом не получится работать.

Во Пскове отец Павел организовал православную школу для детей и приют для детей с задержкой умственного развития. Его дом всегда был открыт для всех, и он работал с самыми трудными детьми с любовью и терпением. К 2008 году местному епископу Евсевию удалось разрушить все инициативы отца Павла: здание школы отобрали, а его настоятельство в храме апостола Матфея лишили по подложному протоколу.

С 2002 года началась травля отца Павла со стороны епархии РПЦ, поводом для которой послужило издание его книги «Догмат о Церкви в канонах и практике». В этой книге он критически рассматривает систему властных отношений в современной РПЦ, показывая, что организация церковной жизни приводит к всевластию епископата, не ограниченного каноническими нормами.

На общину отца Павла и на него самого были совершены покушения, епархия проводила обыски в храмах и изымала его книги. На заседании епархиального совета архиепископ Евсевий назвал труд отца Павла «сатанинской», а его автора – «служителем сатаны». Отец Павел не остался одиноким в своих мучениях; его община поддерживала его, став общероссийской, и за пределами страны его работы также успешно воспринимаются.

Во время бесед в доме отца Павла создавалось ощущение, что его последовательный поиск церковной правды в жизни и канонах имеет что-то нереальное. Он первым в новейшей истории РПЦ четко обосновал проблему диктатуры епископов и бесправное положение духовенства. Новый приходской устав РПЦ, принятый при патриархе Кирилле, он считал продолжением советской традиции, ведущим к уничтожению живой приходской жизни.

Отец Павел критиковал тюремные сроки для Pussy Riot и обличал лицемерие властей. Его вера во Христа обосновывала и направляла его гражданскую позицию. Он не боялся быть Дон Кихотом, стремясь помочь каждому. Наследие отца Павла Адельгейма когда-либо станет основой изменений в Церкви. Благодарен Богу за то, что жил в одно время с этим праведником и имел возможность общаться с ним.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы