Идущая уже три года и переживающая очередное осеннее обострение дискуссия на давно всем осточертевшую тему «Медведев или Путин?» не имеет никакого смысла. Медведев не является альтернативой Путину, а Путин – Медведеву. Путин и Медведев – это одно и то же. Не имеет никакого значения, кто из них сядет (останется) в президентском кабинете в Кремле.
Более того, если Путин решит, что ему выгоднее оставить Медведева на его нынешнем месте, это может не приблизить, а еще дальше отодвинуть необходимые России политические, институциональные и экономические преобразования. Еще три, два и даже год тому назад можно было сохранять надежду, что «Медведев начнет». Что вот-вот «он всем покажет». Что уж скоро он непременно «решительно возьмется» менять министров, сажать коррупционеров, проводить реформы.
Было немало тех, чей слух ласкали слова «модернизация», «борьба с коррупцией» и даже «Сколково». Сегодня все эти люди выглядят, по меньшей мере, как нелепые городские чудаки. Уж и сам Медведев не заикается о своих модернизации-борьбе-с-коррупцией-сколкове. И вообще тихо задвигает сам себя в тень. А чудаки продолжают рассуждать о его «модернизационном посыле» и призывать его, непременно! – выдвигаться на второй срок. При поддержке, само собой, партии «Единая Россия» и лично Владимира Владимировича Путина.
За минувшие три с лишним года президентства Медведев доказал полное отсутствие тех качеств, за которые его расхваливают чудаки – модернизаторы. За его многословными обещаниями политических реформ и модернизации не последовало ровным счетом ничего. Остались эхом в красноярских Столбах его предвыборные «четыре И» (инновации, институты, инвестиции и инфраструктура).
Он оказался на поверку не лидером, не деятелем, не настоящим президентом, наконец. Почти четыре года он произносит красивые речи и не принимает никаких самостоятельных решений, оставаясь лояльным подчиненным и младшим партнером Путина. Главный итог «тандемовского» трехлетия – в политической и экономической системе России не изменилось НИЧЕГО!
На дворе – тот же авторитарный режим и монополия на силу группы Путина, «Единой России» и спецслужб. Тот же недопуск к выборам реальной оппозиции и жестокая цензура в СМИ. Новый срок Ходорковскому и Лебедеву. Все так же назначаются Москвой губернаторы и лишаются права выбора жители все новых городов. Все так же цветет пышным цветом коррупция, начиная с самых высших эшелонов власти.
Все так же имитируются и фальсифицируются «выборы». Медведев никак не возражал против издевательской операции по выдвижению Матвиенко в Совет Федерации и ее позорных «выборов» в родном городе. Президент-юрист равнодушно наблюдает за ускоряющейся деградацией судов, прокуратуры, полиции. За фабрикацией дел против тысяч предпринимателей. За продолжающимся выводом активов из «Газпрома» и раздачей друзьям Путина новых месторождений. За затягиванием расследования дела Магнитского и повышением в должностях его убийц.
Не реагирует на сообщения о многомиллиардных хищениях из бюджета. Ситуация в стране на самом деле даже ухудшилась – ведь продолжающееся разложение госаппарата и его бесконтрольное обогащение прикрыто теперь медведевскими «шелками модернизации», за шелестом и блеском которых стало труднее различать реальную картину.
Полезные чудаки продолжают намекать: «дайте ему новый президентский срок – и вот тогда он начнет!». Стране, уже потерявшей 3.5 года на бесплодные ожидания и напрасные надежды, они предлагают подождать еще, как минимум, 6 лет. Чудаки-модернизаторы пишут о необходимости глубокой – политической, институциональной и экономической модернизации России. И правильно пишут.
Только вот их герой, Медведев, совершенно не годится в качестве адресата подобных обращений. Он, будучи частью группы Путина, подменил модернизацию болтовней о модернизации. Как умелый имитатор, Медведев имеет шансы остаться в Кремле на следующие 6 лет.
Агрессивная предвыборная кампания, которую ведет Путин, может на самом деле означать не начало его президентской кампании, а всего лишь стремление понадежнее взять в руки будущую Думу, то есть кампанию, в первую очередь, в поддержку «Единой России» и Народного фронта.
Медведев может быть удобен как внешняя витрина режима, как ложный ориентир для общества, требующего настоящих реформ. Он доказал лояльность и безопасность для патрона, и потому может остаться – в том числе на радость прагматичному Западу, который будет старательно делать вид, что усматривает важные «либеральные отличия» Медведева от Путина.
И к удовольствию профессиональных модернизаторов, которые и все следующие 6 лет будут хватать нас за пуговицы, тащить в угол, подмигивать и шептать, задыхаясь от восторга: «вот сейчас он начнет! приступит! поверь, старик – уж на этот раз он точно возьмется!»