6 мая 2011 года, на очередной партийной конференции партии «Единая Россия» в Волгограде, формально посвященной развитию Юга России, Владимир Путин озвучил старт думской кампании своей партии, а также своей президентской кампании 2012 года. Его политическая стратегия становится все более ясной. Ключевой идеей для думской кампании «ЕР» стало создание «народного фронта». Самой партии «медведей» в будущем «фронте» отводится, как обычно, служебная роль. Программа «широкого народного фронта», предложенная премьером, представляется как коалиция «ЕР» и множества внепартийных общественных организаций и инициатив, готовых сплотиться вокруг Путина. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков подчеркивает, что это «надпартийная структура», не основанная на партии, а скорее создаваемая вокруг Путина – автора этой идеи.
«Единороссы», активно поддерживающие премьера, едва ли не по каждой его фразе, понимают, что их роль в создании путинского «народного фронта» – это роль официантов, а не распорядителей банкета. Путин решает не задачи партии, а свои личные цели, и его однопартийцам будет отведено ровно то место, которое он им уготовит – и это далеко не самое престижное. Почему же Путин, за полгода до думских выборов, вдруг решает создать экзотический для России «народный фронт»? Главная цель – попытка остановить стремительное падение доверия к правящему тандему и «партии власти». Опросы общественного мнения и результаты региональных выборов свидетельствуют о катастрофической потере поддержки со стороны общества. Особенно тяжелая ситуация в крупных городах, где у «ЕР» практически нет шансов на реальную победу.
Путин пытается вдохнуть новую жизнь в политические структуры своей поддержки, вводя в них новую когорту людей, не ассоциированных с непопулярной партией коррумпированной бюрократии, людей с хоть какой-то репутацией и народной любовью. Ожидается, что в предвыборных списках «ЕР» появится более многочисленное поколение спортсменов, артистов и общественных деятелей, которые должны конвертировать свою популярность в поддержку предвыборного списка Путина.
Однако вопрос о том, почему Путина так заботит будущий результат «ЕР» на думских выборах, остается открытым. Это меньше связано с заботой о партии, в которую он даже не вступил, будучи ее лидером, и больше с тем, что политические позиции Путина на предстоящих президентских выборах зависят от результатов «медведей». Глава предвыборного штаба «ЕР» Сергей Неверов выразил уверенность, что Путин возглавит предвыборный список партии, а теперь – нового «народного фронта». Но для этого Путину жизненно важен результат «ЕР» / «народного фронта» на уровне 60-65%, чтобы объявить о мандате доверия от народа и стать единственным кандидатом от правящих элит на важнейшее место в Кремле на следующие 6-12 лет.
В эту же логику вписывается и атака на прокремлевскую партию «Справедливая Россия», которая, вместо планируемого отвлечения голосов у коммунистов и ЛДПР, стала забирать голоса у самой партии Путина – и это в преддверии выборов, имеющих жизненно важное значение для его самосохранения у власти. Известно, что Сергей Миронов потерял должность лидера «СР», и теперь рискует лишиться поста спикера Совета Федерации. Более того, если Путин сочтет, что даже в полуослабленном состоянии «эсеры» могут отобрать у «ЕР» хотя бы 7-8%, партия может исчезнуть с политической арены так же быстро, как некогда исчезла «Родина» Дмитрия Рогозина.
Сомнительно, что предпринимаемые маневры действительно помогут Путину и созданному им авторитарному режиму, базирующемуся на коррупции и беззаконии. Большинство приличных известных людей откажутся входить в списки «народного фронта», опасаясь испортить свою репутацию. Те, кто согласится, вряд ли смогут ее укрепить, скорее наоборот – они только усилят одиозную репутацию «партии власти». Путину, Суркову и Ко придется пойти на масштабные фальсификации, чтобы объявить желаемые результаты «выборов». Существуют оценки, что на думских выборах 2007 года вбросы и приписки составили 14 миллионов голосов, и в этом году понадобится еще больше. Общество, как бы ни работала машина пропаганды, правда будет знать и не сочтет выборы легитимными.
Системный кризис власти, ставший фактом, будет развиваться. Не сработает и формула «народного фронта», основанная на европейском опыте, поскольку ее циничная фальшь очевидна. В послевоенной Европе и странах Восточной Европы широкие Народные фронты создавались для укрепления демократии и преодоления наследия диктатур. Путин же называет «народным фронтом» политическую машину по удержанию личной власти и бесстыжему грабежу собственного народа. Какой уж тут «народный фронт»! Ухмылки истории порой оказываются отвратительными.