Россия — в глубокой ОБЖ

Министерство образования России, возглавляемое Андреем Фурсенко, всё активнее претендует на звание самого демонизированного и ненавидимого ведомства в стране. Эта позиция когда-то была неоспоримо занята Минсоцздравом Михаила Зурабова в лихие времена монетизации льгот. Критика Единого государственного экзамена (ЕГЭ) не утихает: его внедрение, мотивированное борьбой с коррупцией в вузах и выравниванием условий получения образования для разных категорий граждан, в итоге способствовало росту коррупции в закрытых для контроля регионах. Учебный процесс часто сводится к тупому натаскиванию старшеклассников на сдачу тестов.

Нарастает недовольство и реформами в науке. Очередной скандал разразился вокруг новых образовательных стандартов для старших классов российских школ. По состоянию на 9 февраля 2023 года, более 22 тысяч человек, включая известных личностей, подписали открытое письмо к руководству страны, в котором выражается жесткая критика новых стандартов. Среди подписавших — Наталья Солженицына, Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Борис Стругацкий и многие другие уважаемые граждане. Развернуть столь масштабную общественную кампанию против мер правительства за считанные дни — это достижение, подтверждающее важность рассматриваемого вопроса, касающегося будущего всей страны.

Знакомство с проектом новых стандартов, уже одобренным Советом по стандартам Минобрнауки и обсуждённым в Думе и Общественной палате, вызывает недоумение. Предлагается оставить для российских старшеклассников всего четыре обязательных предмета, из которых лишь два (физкультура и основы безопасности жизнедеятельности) понятны. Остальные два — «индивидуальный проект» и «Россия в мире» — описываются разработчиками расплывчато. К этим четырем предметам ученикам нужно будет выбрать ещё четыре профильных, но ЕГЭ фактически делает математику и русский язык обязательными для всех, что в итоге оставляет выбор только между двумя профильными предметами, жертвуя литературой, историей, физикой или химией.

К тому же три предмета будут изучаться в упрощённом формате. Автор письма отмечают, что невозможно выбрать все необходимые предметы, такие как русский язык, литературу, алгебру и геометрию, или физику и химию. Тем самым, ради физкультуры и ОБЖ, а также неопределённой «России в мире» разрушается основа российской школы, которая восходит к реформам образования Александра Второго и призвана обеспечивать комплексность и фундаментальность образования.

Подписанты обращения к руководству страны настаивают на других приоритетах: государственно-образующими предметами должны стать русский язык, математика, литература и история. Эти дисциплины необходимы для интеграции многонационального российского народа, формирования общей исторической и культурной идентичности. Математика, в свою очередь, является языком, без которого ни одна другая наука не может существовать. Выбор между двумя подходами предопределит будущее страны.

Подход Минобразования и его сторонников приведет к дальнейшей деградации российского школьного образования, уже стремительно теряющего позиции в международных рейтингах PISA. Новый стандарт может фактически сделать школу курсами допризывной подготовки, акцентируя внимание на физической подготовке и навыках использования противогаза. Предмет «Россия в мире», вероятно, станет курсом геополитического индоктринирования, формируя у детей восприятие мира в духе Александра Дугина.

С другой стороны, альтернативный подход может сохранить и развить российское универсальное образование, способствуя интеграции общества и опираясь на наследие российской культуры. После громкого скандала Фурсенко приостановил утверждение нового стандарта, а премьер Путин даже критиковал разработки министерства, назвав их «эксцессом исполнителей». Однако задержка не меняет сути дела — речь идет о стратегическом выборе будущего страны.

Решение, которое будет принято, откроет пути к тому, какой видит высшее руководство будущую Россию: закрытой и милитаризированной, или открытым демократическим обществом, ориентированным на инновации. Политика Путина и «Единой России» на сегодняшний день указывает на выбор «военно-спортивного» пути развития образования.

Государство активно увеличивает расходы на силовые структуры и оборону, сокращая вложения в развитие человеческого капитала — здравоохранение, науку и образование. Эксперты Высшей школы экономики уже сообщили о сокращении зарплат учителей в 2010 году во многих регионах, а рост зарплат оказалась ниже уровня инфляции. При этом средняя зарплата учителей в России в 5-10 раз ниже, чем в развитых странах.

Сокращается их сеть в небольших городах и сёлах. Новый стандарт может привести к увеличению платных предметов в школах, что ещё больше переложит образовательные расходы на плечи населения. В бюджете на 2011-2013 годы запланировано сокращение расходов на образование с 1.1% ВВП в 2009 году до 0.5% в 2013 году. Также сокращаются расходы на культуру и здравоохранение. Оставшихся средств должно быть достаточно, чтобы подготовить молодежь лишь к основам: быстро бегать, метко стрелять и надевать противогаз.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы