Два года назад, 2 марта 2008 года, Дмитрий Медведев был избран президентом России, набрав более 70% голосов избирателей. Чем не повод подвести промежуточные итоги его президентства? Итоги, увы, безрадостны — сделано так мало, а провалено так много, что президенту лучше поступить со своим юбилеем так же, как с Олимпиадой в Ванкувере, на церемонию закрытия которой, после оглушительного провала российской сборной, он благоразумно не полетел. Двухлетие избрания Медведеву лучше не отмечать — подведение итогов может крепко подвести самого главу государства.
В предвыборной речи на экономическом форуме в Красноярске в феврале 2008 года Медведев сформулировал амбициозную предвыборную программу, объявив ее приоритетами «четыре «И» — неотложное развитие в России современных институтов, инфраструктуры, инноваций, инвестиций. Какую же пьесу сыграл этот «Квартет И» за два «медведевских» года?
Институты. Согласно авторитетному «Глобальному Индексу конкурентоспособности», рассчитываемому Всемирным экономическим форумом, качество российских институтов, и без того одних из худших в мире, не только не улучшилось, но стало еще хуже. Россия провалилась на 12 мест в общем рейтинге конкурентоспособности, заняв 63-е место из 131 страны. При этом состояние судебной системы и соблюдения законов обвалилось за два года с 109 на 116 место. Ключевой для экономического развития институт защиты собственности оказался на позорном 119 месте, а качество товарных рынков и финансовых институтов упало с 99/112 мест в 2008 году на 108/119 год спустя.
Россия превратилась в еще более изолированное и протекционистское государство, став самой закрытой из крупных экономик мира, уступив даже Мозамбику, Кении и Эфиопии. Условия для ведения бизнеса также ухудшились — по данным Всемирного банка на конец 2009 года, Россия опустилась на восемь позиций, оказавшись на 120-м месте из 183 стран. По процедурам получения разрешений на строительство страна заняла предпоследнее место, обойдя лишь Эритрею. Вопреки шумной кампании по «борьбе с коррупцией», положение не изменилось — Россия заняла 146 место из 180 стран в 2009 году по индексу «Транспаренси Интернэшнл», что лишь на место лучше по сравнению с 2008 годом. На самом деле, коррупции стало больше на фоне значительно упавших ВВП и доходов граждан и бизнеса.
Политические институты продолжают оставаться в состоянии комы. На недавнем экономическом форуме в Красноярске участники не смогли назвать ни одного функционирующего института государства. Имитация политических реформ, проводимая Медведевым и его администрацией, представляет собой лишь перекраску оградок на кладбище российской политической жизни. На фоне медведевского «Свобода лучше, чем не свобода» продолжается абсурдный процесс над Ходорковским и Лебедевым, а С. Магницкий, разоблачивший коррупционеров из числа чиновников и силовиков, фактически был убит в СИЗО, при этом никто из коррупционеров не понес наказания.
Инфраструктура. В прошлом году Россия потеряла свою крупнейшую электростанцию в катастрофе, за которую так никто и не ответил, при этом было построено лишь 1000 километров автодорог (Китай за один только 2007 год ввел в строй 47 тыс. км). На 2010 год на дороги выделено на 18% меньше, чем в прошлом году, планируется построить всего 942 км. В условиях кризиса остальные страны наоборот стимулируют свои экономики значительным ростом вложений в инфраструктуру. Тот же Китай в ближайшие три года увеличит протяженность своих железных дорог на 31 тыс. км, из которых 13 тыс. — высокоскоростные линии. При этом стоимость километра дороги в России остается самой высокой в мире, продолжая расти ежегодно на 30 – 40%. За последние годы на развитие инфраструктуры в России было потрачено сотни миллиардов долларов, но куда ушли все эти деньги?
Инновации. Как показало исследование, проведенное Высшей школой экономики, число российских предприятий, внедряющих инновации, продолжает быть незначительным и устойчиво снижается — таких менее 30% по самым мягким критериям, при этом их стало меньше за последние 4 года в 1.2 раза. Научный рейтинг России продолжает падать — согласно последнему исследованию Thomson – Reuters, по числу научных публикаций Россия уже уступает Индии и в несколько раз — Китаю. Нарастает отставание и в сфере информационных технологий — в рейтинге ВЭФ Россия съехала с 70 места в мире в 2007 году на 74 в 2009 (из 134 стран). Это не значит, что сектор IT в России не развивается — просто у других он развивается заметно лучше.
Инвестиции. Здесь показатели России также ниже среднемировых. В 2009 году прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в мире в среднем сократились на 39%, в России — на 41%. Китай увеличил свои вложения за рубежом на 6%, в то время как Россия сократила их на 27.7%. При катастрофически низком качестве государственного управления и институтов, а также на фоне устаревшей инфраструктуры и высокого совокупного внешнего долга, вряд ли стоит ждать притока инвестиций в российскую экономику в ближайшем будущем. Институты сгнили, инфраструктура разваливается, инноваторы бегут, а инвестиции не приходят — вместо медведевских четырех «И» в России по-прежнему правят четыре путинских «В» — вертикаль, воровство, ВОХРа, враждебность.
«Наш тандем отлично работает» — оценил недавно Медведев собственную работу со старшим товарищем и наставником. Что ж — пока один грезит о четырех «И», другой бдительно охраняет свои «В».