«Мы наступаем! Слава Богу! Много убитых и раненых! Слава Богу!»

«Ура! Мы наступаем! Слава Богу! Много убитых и раненых! Слава Богу!» — эти слова мог бы произнести бравый солдат Швейк из бессмертного романа Ярослава Гашека. Примерно так же абсурдно выглядит сегодня российское общественное мнение. Чем больше жертв и разрушений на юго-востоке братской Украины, чем больше там льется кровь и приходит на заснеженные кладбища гробов, тем выше поддержка действий властей, тем выше рейтинг президента Путина и его партии «Единая Россия». Более того, резкий рост цен и падение доходов не привели к снижению доверия к властям, а наоборот — никогда еще так много россиян не верило, что страна находится на верном пути!

Мы наблюдаем беспримерный триумф кремлевской пропаганды. Массовая акция движения «Антимайдан» в Москве и других городах страны прошла в духе Оруэлла — ветераны афганской войны и офицеры в отставке вербуют добровольцев в Донбасс, а публицисты и политики ежедневно разжигают ненависть к Украине и Западу, призывая вооруженные силы ДНР и ЛНР «идти на Киев». Они клеймят фашистов и поджигателей войны и требуют немедленного мира на Украине. Лозунги звучат как: «Мир – это война!», «Правда – это ложь!», «Брат – это враг!», «Жертва – это агрессор!». Население страны в подавляющем большинстве уверено, что именно Запад напал на Россию на Украине, а не наоборот.

Многие убеждены, что свержение Януковича произошло не благодаря народу на Майдане, а по замыслу США и агентов ЦРУ, которые использовали Майдан как инструмент смены режима с пророссийского на антироссийский. В экономических проблемах страны люди видят не ошибки властей, а козни Запада, который якобы стремится развалить и захватить Россию. Параноидальная картина мира, характерная для правящих в России спецслужб, разделяется основной массой населения.

Один знакомый, вернувшись из Сибири, рассказал, как помог местным жителям закупить запасы продуктов, которые подорожали почти вдвое. При этом те, кому он помог, полностью поддерживают крымско-украинскую политику властей и не видят связи между ней и подорожанием. Когда он поинтересовался их мнением о «дачах Путина» в горах, местные жители удивленно спросили: «Ты что, не понимаешь? Это же командный пункт наших ракет!».

Ненависть и страх к США и Западу вновь становятся основой национальной идентичности. Критика властей со стороны оппозиции и работа независимых НКО воспринимаются как подрывная деятельность американских спецслужб. Термин «пятая колонна», ранее применяемый к оппозиционерам, становится все более распространённым. В подмосковных детских садах воспитатели рассказывают малышам о том, что «украинцы хотели жить с Россией, но американцы против». После таких рассказов дети кричат: «Ура! Мировая война! Мы всех победим!».

В результате, за год число россиян, считающих отношения с США враждебными, выросло в 10 раз — до 42% (по данным Левада-центра). Лишь 2% считают их хорошими. 81% относятся к США плохо или очень плохо, а 71% — к Европейскому Союзу. Такого уровня недовольства не было за всю постсоветскую историю. Почти 40% россиян убеждены, что России следует дистанцироваться от Запада, при этом 80% положительно относятся к Китаю — также беспрецедентный показатель.

Одобрение деятельности президента Путина достигло исторического максимума — 85% (не одобряют — 15%). Деятельность Дмитрия Медведева поддерживают 64%, а деятельность правительства — 58%. Индекс социальных настроений, вопреки здравому смыслу, также зашкаливает — 76%. Ощущение военной угрозы со стороны других стран на рекордном уровне — 68% (в 2000 году было 48%). 82% уверены, что армия может отразить эти угрозы, а 55% готовы отдать в армию мужчин своей семьи.

Однако одновременно с этим растет тревожность в обществе, прежде всего из-за экономических проблем и падения уровня жизни. Люди винят в росте цен и падении рубля именно США и Запад, готовясь сплотиться вокруг власти. При этом много россиянам не надо. Как сказала одна пенсионерка: «Не дадут же они нам с голоду умереть!».

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы