В России наблюдается глубокий кризис, который затрагивает некоммерческий сектор. Если изначально у многих были иллюзии, что массовые проверки НКО, инициированные на основании закона об «иностранных агентах» и «закона Димы Яковлева», касаются лишь ограниченного числа неугодных властям объединений, то сейчас становится очевидно, что цель государства – уничтожение этого сектора общественной жизни и экономики.
Государство меняет правила игры, стремясь полностью перекрыть НКО доступ к иностранным источникам финансирования. В случае неподчинения, НКО, отказывающиеся признать себя «иностранными агентами», рискуют быть закрытыми. Вместе с тем, увеличивается финансирование НКО из государственного бюджета, что создает зависимость от власти. По сути, формируется сеть GONGO – государственных НКО, которая подрывает независимость сектора. Когда бизнес не поддерживает НКО, кроме как по указанию властей, это приводит к исчезновению независимых организаций и созданию зависимых структур, которые становятся инструментами управления, как это уже происходит с судами, СМИ и парламентом.
Ликвидация независимого сектора НКО – это цель масштабной операции, проводимой Кремлем и другими государственными учреждениями. Первые удары нанесли по наиболее авторитетным НКО, которые отмечаются активной позицией в области прав человека и разоблачений. Прокуратура и Минюст уже выдали около 40 предостережений более чем 20 НКО, обвиняя их в нарушении закона за отсутствие регистрации в качестве «иностранных агентов». Например, ассоциация «Голос», известная своим мониторингом выборов и разоблачением фальсификаций, уже оштрафована на значительные суммы.
Общество «Мемориал», основанное такими фигурами, как Андрей Сахаров и Борис Ельцин, также получило предостережение. В условиях отсутствия официальной государственной политики исторической памяти, «Мемориал» занимается исследованием преступлений коммунистического режима и правозащитной деятельностью, в том числе на Северном Кавказе. Удар по «Мемориалу» показывает стремление властей «заглушить» НКО, которые последовательно разоблачают действия спецслужб.
Среди НКО, от которых требуют признать себя «иностранными агентами», – такие известные организации, как «Транспаренси Интернэшнл» и ассоциация «Агора». Директор Левада-центра Лев Гудков в недавнем интервью указал на возможность закрытия своего центра, который считается одним из самых авторитетных в стране. Ситуация критическая: ни одно из НКО не согласилось добровольно стать «иностранным агентом», поскольку этот термин в русском языке имеет однозначно негативные коннотации, синонимичные словам «шпион» или «диверсант». Этот термин происходит из сталинских времён, когда атмосфера паранойи способствовала массовым репрессиям.
Признание себя «иностранным агентом» значит фактически оклеветать себя и навесить на себя символ гетто. НКО предпочтут закрытие, чем согласиться с таким статусом, что соответствует целям властей. Государственный погром НКО затронет не только социологические и правозащитные организации, но и те, которые занимаются семейным правом, образованием, здравоохранением и экологией. Обещанные послабления законом оказались пустыми – прокуратура и Минюст выписывают предостережения всем, у кого существуют иностранные источники финансирования.
Критерии для признания «иностранным агентом» становятся размытыми. НКО могут быть обвинены в политической деятельности за любую общественно полезную активность. Ассоциация «Агора» насчитала уже более 50 видов деятельности, которые могут быть расценены как «политическая». Гражданское общество начинает осознавать масштабы кризиса. Президентский совет по правам человека обратился к Владимиру Путину с предложением отменить закон или внести в него поправки. Деятели культуры, включая Бориса Акунина и других, также выступили с аналогичной просьбой.
Тем не менее, надежда на изменения остаётся весьма призрачной. Государство, которое говорит о важности развития гражданского общества, на самом деле проводит политику уничтожения его авангарда – сильнейших и наиболее интегрированных в мировое сообщество НКО. Последствия этой политики будут долгосрочными и разрушительными.