Путинская партия «Единая Россия» продолжает погружаться в кризис и деградацию. Острый кризис, в который партия чиновников и их бизнес-партнеров попала год назад после парламентских выборов, когда большинство в Думе было достигнуто благодаря массовым фальсификациям и подчинению ручной думской «оппозиции», принимает все новые и более причудливые формы. На днях несколько видных единороссов (Плигин, Зубарев, Фадеев) решительно вступили на поле партийной идеологии, представив многостраничный «Манифест российского политического либерализма» — программный документ «либерального крыла» ЕР.
Этот документ получился крайне нелепым. Он не имеет ничего общего с истинными ценностями либерализма, пытаясь наложить изящную шляпу либерализма на грубую полицейскую фуражку. Однако манифест «либералов» интересен как яркий пример лжи и двоемыслия, в котором черное выдается за белое, мокрое – за сухое, а несвобода – за свободу. Заявляя о манифесте свободы, они на практике утверждают рабство.
По сути, «либеральный манифест ЕР» является ярким образцом «либерализма от Лубянки» или «жандармского либерализма», очередной попыткой оправдать существующий путинский авторитаризм и коррупционный госкапитализм «с позиций либерализма». Ценности, провозглашаемые авторами как либеральные, противоположны самим основам либерализма. Авторы Манифеста цинично заявляют, что полицейские меры и ограничения являются законными элементами либерального государственного порядка. Так, согласно их мнению, СМИ не должны быть свободными и служить обществу, а напротив, «должны помогать объединению нации», что напоминает трудности, с которыми сталкивался сам Геббельс.
Кремлевские «либералы» вроде бы выступают «за честные выборы», однако тут же уточняют, что государство должно иметь право решать, кого допустят на выборы, а кого нет. Участие в выборах должны получать только «содержательные конструктивные силы», что вызывает одобрение у Лукашенко. Оказывается, настоящие либералы «никогда не принимали демократию безоговорочно», и поэтому следует отсекать тех, кто с этим не согласен. Более того, у этих «либералов» главной гарантией либеральных свобод оказывается «сильное государство». Или, как выразились они, «главный гарант вашей свободы – ваш тюремщик». Это явный призыв к государственническому «либерализму» в крайне запущенной форме.
Необычна в плигинско-фадеевском жандармском «либерализме» и роль гражданского общества. Его задача, по их мнению, заключается не в самоорганизации или ограничении государства и капитала, а в «самоорганизации в решении проблем социальных институтов». Здесь наглядно воспроизводится ленинская концепция общественных организаций как «приводных ремней государства». Далее, кроме того, к основополагающим либеральным ценностям их новоизбранные философы смело добавляют справедливость, солидарность и суверенитет – базовые элементы противоположных лагерей.
Едросовские «либералы» на протяжении всего текста присягают на верность Лубянке и кремлевским «патриотам», утверждая, что суверенитет и право государства действовать внутри своей территории превыше прав человека. Это выражение находит восторженные отклики у многих оставшихся диктаторов, наблюдающих за столь оригинальным прочтением либерализма.
Обоснование прав государства на беспредел внутри своей территории у Плигина-Фадеева-Зубарева звучит как гимн: «Суверенитет означает свободу всего народа от внешних сил, а также безусловный приоритет законов государства на всей его территории». Такой подход к «праву» вызывает недоумение, ведь сам Гитлер с его юристами не смог бы лучше обосновать законы своего времени.
Стоит отметить, что «либералы от Лубянки» не противоречат своим же действиям. Плигин и его соратники поддерживали и становились инициаторами всех главных антилиберальных законов, включая отмену выборов губернаторов и мэров, ужесточение законов о митингах и демонстрациях. Теперь же они пытаются примерить на себя белые тоги либералов – в полном соответствии с духом современности.
Сейчас, спустя 12 лет, их экономическая программа представляет собой простое оправдание существующего госкапиталистического статуса-кво. «Либералы» от ЕР защищают крупные государственные проекты, то есть наращивание присутствия государства в экономике, и полностью игнорируют вопрос коррупции, ставшей главным препятствием для развития страны. Они предлагают накачивать экономику дешевыми кредитами, не заботясь о возможной инфляции, что вызывает недоумение.
Поможет ли столь комичный «либерализм» Плигина и Ко набрать дополнительные голоса? Насколько эффективна стратегия партии власти по созданию внутри себя множества идеологических направлений? Сегодня в ЕР уже три платформы – либеральная, социальная и патриотическая. Это может лишь привести к полной неразберихе. Ни один левый, ни один либерал, ни один правый не будет голосовать за партию, которая сама не знает, какой она – левая, правая или либеральная. У ЕР нет четкого облика, и в таких условиях ее единственным определением остается привычная «партия воров и жуликов».
Судя по всему, это осознают и сами новоиспеченные «либералы». В Манифесте они не призывают к полной отмене «административного ресурса», а только к «максимальному ограничению искушения» его использовать. Кремль, в свою очередь, уже довел до регионов информацию о том, что на осенних губернаторских выборах необходимо набрать не менее 60% за кандидатов власти. Вот и весь «либерализм».
