Профессия – репортер. Три войны Александра Полякова
13 января 1703 года вышла первая российская газета, которая носила название «Ведомости о военных и иных делах достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». В связи с этим стоит вспомнить о военных журналистах, и в частности, о одном из них.
Александр Поляков родился в 1908 году в с. Александровка Башмаковского района Пензенской области. В 1928 году он окончил артиллерийское училище имени Красина в Москве, после чего служил командиром батареи на Лужском испытательном полигоне под руководством будущего маршала артиллерии Воронова. В 1932 году во время испытания нового орудия произошел разрыв ствола, и Поляков получил тяжелую контузию, в результате чего был комиссован. В свои 24 года ему пришлось начинать жизнь заново. Сначала он работал заведующим клубом, а затем заместителем начальника агитационной эскадрильи имени Максима Горького, с которой облетел весь Советский Союз. Знакомился с известными летчиками и начал писать о них книги, в том числе о Валентине Гризодубовой. В 1938 году Поляков стал корреспондентом газеты «Красная Звезда».
17 сентября 1939 года он попал на свою первую войну – советско-польскую, официально названную освободительным походом в Западную Украину и Белоруссию. Это поход оказался далеко не легкой прогулкой: только убитыми РККА потеряла 1173 бойца. Для сравнения, германская армия, начавшая воевать с 1 сентября, понесла потери в 10572 человека. Поляков был прикомандирован к отдельному разведывательному батальону и позже выпустил книгу «Разведчики в бою». В ноябре того же года он отправился на финскую войну, впоследствии названную «незнаменитой».
Стоит отметить, что воинского звания Поляков не имел, так как был комиссован в 32-м, а звания ввели только в 1935 году. На карельский фронт он попал в военной шинели, но с чистыми петлицами, по сути – рядовым бойцом. Его направили в 420-й полк 9-й армии, которая имела амбициозные задачи – выйти к Ботническому заливу. Однако это закончилось катастрофой: 2 из 4 дивизий попали в окружение и почти полностью погибли. К удивлению, Полякову пришлось взять на себя командование батальоном, попавшим в окружение, хотя среди него были командиры рот и взводов, но батальон подчинялся именно этому журналисту без звания. Это был уникальный случай, в военной практике такого не встречалось. Поляков командовал батальоном два дня и сумел вывести его из окружения, а спустя несколько дней сам был тяжело ранен в ногу и отправлен в Ленинград на самолете.
В марте 1940 года он был награжден орденом Боевого Красного Знамени, который вручал в Кремле сам Калинин. 420-й полк также был удостоен ордена Красного Знамени. Весной 41-го Александр прошел переаттестацию и получил воинское звание майора, а 22 июня встретил на западной границе, вновь попав в окружение. Вместе с 24-й дивизией он прошел по тылам врага более 500 километров. В этот раз журналисту снова приходилось больше воевать, чем писать. Выйдя из окружения, Поляков опубликовал в «Красной звезде» серию очерков под общим названием «В тылу врага», которые позже вышли отдельной книгой. Книги Полякова были изданы во время войны в 14 странах, включая Китай. За мужество, проявленное в тылу врага, он получил второй орден Красного Знамени.
В январе 1942 года Поляков сражался в составе экипажа тяжелого танка «КВ». Сначала этот танк, честно говоря, был весьма ненадежным, и его нужно было рекламировать, чтобы танкисты поверили в него. Поляков написал книгу «Белые мамонты», в которой, в частности, представлен своеобразный «прайс-лист» немецкой армии: за подбитый Т-34 немецкому солдату давали 8 дней отдыха, за «КВ» – 14. Лето и начало осени 1942 года Поляков провел под Ржевом, где шли тяжелейшие бои. Его очерки о тяжелой артиллерии привлекли внимание Сталина, и он приказал перепечатать их в «Правде», что в условиях той иерархии было тоже уникальным случаем. К сожалению, последствия давней контузии и ранений дали о себе знать: вернувшись в октябре в Москву, Поляков неожиданно умер прямо в редакции за рабочим столом от кровоизлияния в мозг.
ПС. Писать о родственниках, пользуясь служебным положением, не совсем этично. Но, возможно, это последняя возможность рассказать о нем. Своего дядю по материнской линии я никогда не видел – наши пути разошлись. Он ушел в 42-м, а я родился в 57-м. Но мысленно всегда называл его дядькой, как, наверное, и Савельича. Мне бы хотелось встретиться с ним и обсудить, что же произошло с нашей страной в июне 41-го. Он, несомненно, знал больше, чем успел написать. История дядьки очень напоминает сюжет из «Живых и мертвых» Константина Симонова, где также рассказывается о военном корреспонденте, выходящем из окружения. Что касается его приключений на финской войне, мне не известны подобные примеры в военной истории.
Дядька писал не только в «Красную звезду». Когда он воевал в составе танкового экипажа, то для своей школы прислал в стенгазету рассказ о том, как российские танкисты подобрали и приручили немецкого пса, которого назвали Трофей. Когда танк был подбит и попал в окружение, Трофей приносил танкистам пулеметные диски. Эта история, конечно, была выдумана, но не она ли, опубликованная позже в книге «Белые мамонты», легла в основу идеи для фильма «Четыре танкиста и собака»?
В 2008 году в Пензе мною был учрежден областной журналистский конкурс имени Александра Полякова. Нашлись спонсоры и неравнодушные люди, которые помогли с призами и организацией. Конкурс постоянно поддерживала редакция «Красной звезды», где Полякова хорошо помнят. В прошлом году краснозвездовцы предложили сделать конкурс всероссийским, взяв на себя организацию и информационное обеспечение, но областное правительство отказалось поддержать материально. Пожадничали, к сожалению. Но, тем не менее, с Днем российской печати всех! Если кому интересно, фото можно посмотреть здесь.