Как-то все подзабыли, что в этом году исполняется 70 лет первому советскому внедорожнику ГАЗ–64, серийный выпуск которого начался в кровавом августе 1941 года. (Само слово «Jeep» следует употреблять крайне осторожно, поскольку эта торговая марка принадлежит компании «Крайслер».) Создание этой машины окутано множеством красивых легенд, возникших, вероятно, потому, что приходилось объяснять, отчего ГАЗ-64 так поразительно похож на всем известный и гораздо более знаменитый «виллис».
Легенда гласит, что первоначальным побудительным мотивом создания ГАЗ-64 стала статья из американского журнала Automotive Industries о начале серийного выпуска джипа Bantam BRC40, прочитанная начальником ГБТУ РККА, генерал-майором И. П. Тягуновым. Его инициативу сделать «советский Бантам» поддержал Нарком тяжёлого машиностроения В. А. Малышев, который распорядился ни в чём не отступать от прототипа, что и предопределило зауженную до 1250 мм колею и узкий кузов ГАЗ-64.
Задание на разработку было выдано в январе 1941 года одновременно двум заводам — ГАЗу и НАТИ. В задании жёстко оговаривалась длина и колея машины, грузоподъемность (400 кг) и срок службы (5000 км). Более удачный по компоновке и плавности хода на пересечённой местности опытный джип НАТИ-АР оказался технологически более сложным и потому в условиях военного времени в серию не пошёл.
Разработка ГАЗ-64 (позже и БА-64) происходила под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва в рекордно короткие сроки: всего 51 сутки — с 3 февраля по 25 марта 1941 года. Это объяснялось широкой унификацией джипа с серийно выпускавшимися в то время на ГАЗе автомобилями ГАЗ-61, ГАЗ-ММ и ГАЗ-М-1.
С 15 по 27 апреля 1941 года ГАЗ-64 успешно прошёл войсковые испытания на полигоне ГБТУ РККА, в которых также участвовал НАТИ-АР. В августе 1941 года вышла первая партия ГАЗ-64, а до конца 1941 года было выпущено 601 машина. ГАЗ-64 серийно выпускался с конца августа 1941 года до апреля 1943 года, всего было произведено 672 экземпляра, после чего перешли на более совершенную модель ГАЗ-67, которую выпускали и после войны.
С началом поставок «виллисов» по ленд-лизу острая необходимость в отечественных внедорожниках отпала, и на их шасси в больших количествах стал выпускаться бронеавтомобиль БА-64. Их было выпущено более 9 тысяч – вдвое больше, чем ГАЗ-64 и ГАЗ-67. В качестве легковушек РККА использовала в основном «виллисы», числом более 50 тысяч, в самых разных вариантах, как артиллерийские тягачи и машины для высшего командования. Редко кто из воевавших за войну хотя бы раз не прокатился на джипе. Возможно, оттого у населения России такая генетическая тяга к джипам?
P.S. Зная, что истинные автолюбители и другие ненавистники советского автопрома сейчас могут отреагировать резко, всё же отмечу – ГАЗ-64 был весьма неплохой машиной. С юбилеем тебя, старина!
