Политический ландшафт Подмосковья после воскресных выборов в Жуковском изменился, но, скорее, в сторону большей электоральной предсказуемости. Интересно проанализировать, как кампания в таком непростом для областной администрации городе скажется на дальнейшей повестке подмосковной политики. А действительно, скажется ли? И каковы будут эти самые повестки?
Губернаторская гонка, намеченная на сентябрь, – это не только «референдум о доверии ставленнику Сергея Шойгу», но и во многом калькуляция настроений в 72 муниципалитетах области. Выборы в наименее лояльных Андрею Воробьеву пазлах политической мозаики выступают лакмусовой бумажкой качества губернаторской повестки и умения работать с непростыми аудиториями. Такой экзамен было бы полезно пройти, проверяя себя на прочность.
Однако на практике стратегия подмосковного Управления внутренней политики свелась в Жуковском к простому столкновению двух основных оппозиционных кандидатов, И. Новикова и А. Аниканова. На двоих они собрали 53% голосов против 37% проворобьевского А. Войтюка. Это типичный случай технологической работы на выборах в один тур, где использовался консервативный spin без излишеств. В добавление к этому, подозрения в значительных нарушениях делают победы губернаторских ставленников в Химках и Жуковском неким намеком оппозиции на то, что в остальных случаях ей не светит.
Отвлечемся от избирательных технологий и посмотрим на управленческие задачи. Проблемы Подмосковья в условиях дефицитной экономики выглядят как типичная игра с нулевой суммой. Остановить стройки – значит лишить муниципалитеты налоговых поступлений. Построить многомиллиардные переезды – значит оставить без внимания огромные очереди в детские сады. Создание объездных дорог через лесные зоны может стать точкой опоры для протестов. Обозначить идею сбора налогов по месту жительства – это, в свою очередь, огорчить более влиятельного Собянина.
Обволакивающий Москву 20-километровый пояс трудится в условиях пробок, усугубляемых новыми многоэтажными застройками. С огромными дырами в бюджете Воробьеву остается надеяться только на федеральные трансферты, которые в оставшиеся предвыборные 5 месяцев будут поступать в регионе, не безразличном для Центра.
В контексте ключевых проблем подмосковные politics и policies сталкиваются друг с другом в жестокой схватке. Воробьев и Собянин делают многочисленные попытки обозначить властную транспарентность, выходя в авангард: десятки других регионов не акцентируют столь пристальное внимание на собственной прозрачности и электронной подотчетности. Ключевой постулат Воробьева, звучащий из всех интервью: «мы прозрачны, и это неоспоримо». Наша электронная почта доступна инвесторам, общественные палаты встроены во все 72 муниципальных истеблишмента, а вопросы из интервью передаются чиновникам.
Тем не менее, несмотря на стремление создать целостный имидж подмосковного PR, в нем заметны явные пробелы. Когда муниципальные главы, находящиеся на своих постах по 10-20 лет, не увольняются губернатором, у населения может возникнуть мнение, что они «заручились новой поддержкой». Областному УВП будет непросто преодолеть подобные имиджевые дыры. В регионе, где продолжается передел земли и где предыдущие скандалы с финансами создают негативный фон, казаться честным, не трогая «старую гвардию», является рискованной стратегией.
Основная стратегия «идеальной подмосковной оппозиции» — если она появится — будет направлена на подчеркивание интеграции громовских ставленников в новую команду Воробьева. Менять нужно как верхушку муниципальных элит, так и правила игры, которым они следуют, в первую очередь — межбюджетные отношения. Неспособность к системным реформам может иметь для региональной администрации более серьезные последствия, чем недоумение жуковчан, пытающихся понять, как 1/7 часть избирателей смогла навязать своего провластного мэра в одном из самых протестно настроенных городов Подмосковья.
