«Правохоронительная» система: осознать масштабы бедствия

Колоссальной ошибкой было бы считать «казанский бутылочный инцидент» исключением из общего правила. Форма истязаний, как правило, не столь «творческая»: не обязательно используется бутылка не по назначению. Избиения и пытки стали буднями наших «правоохранительных» органов. Это вовсе не случайно.

Давайте зададим себе вопрос: если людей избивают и пытают, значит, у нас в полиции собрались садисты, изуверы, которые применяют пытки, чтобы получить сексуальное удовлетворение? Нет, объяснение иное. Эти истязания применяются с единственной целью: повысить раскрываемость преступлений и ликвидировать «висяки». Я не верю клятвам руководства МВД о том, что вся эта палочная система осталась в прошлом. Два показателя по-прежнему определяют оценку работы органов внутренних дел: «совершаемость» и раскрываемость.

Поэтому, с одной стороны, преступления укрывают, а с другой – взвинчивают раскрываемость. Избиения – это не самоцель, а средство, технология улучшения статистики, унаследованные с советских времён. Это всегда было: показания выбивали во все времена. Помнится, Сергей Степашин, который недолгое время был министром МВД, в 1996 году, во время визита делегации ПАСЕ, откровенно признал: да, у нас имеется пыточное следствие.

Уже десятки жалоб избитых граждан удовлетворены Европейским судом. Необходимо решительно покончить – не на словах, а на деле – с порочными критериями оценки деятельности полиции, порождающими нарушения закона. Нельзя прятаться за сетованиями о том, что общество больно, и в моральном упадке, поэтому полиция не может быть лучше. Речь не о высоких духовных образцах или героизме. Задача весьма проста: чтобы полицейские НЕ ИЗБИВАЛИ ЛЮДЕЙ. Всего-то!

Важная задача – превратить набор в отбор. Предпосылка к этому уже создана: значительно увеличена зарплата полицейских. Для человека, обладающего колоссальной властью и получающего оклад в 15-20 тысяч рублей, возникает мысль: как бы «сшибить» что-то, чтобы прокормить семью. Он может быть обозлён на всех, в том числе на государство, которое не ценит его работу. Шаг сделан, оплата увеличена, формируется социальный пакет. У полицейских сейчас есть что терять при потере работы.

Полиция должна быть выше того общества, в котором она живёт. Исполнять закон – её служебный долг, а вежливость и корректность в обращении с людьми определяет Кодекс профессиональной этики. Речь идёт не о высокой духовности или подвигах, а о том, что НЕЛЬЗЯ ИЗБИВАТЬ ЛЮДЕЙ.

Избиения граждан полицейскими носят массовый характер. Когда поведение становится массовым, причины кроются не во внутренних качествах людей, а во внешних условиях. В данном случае это прежде всего искажённые показатели оценки профессиональной деятельности, что вкупе с ощущением почти полной безнаказанности усугубляет ситуацию. Не весело, но осознание масштабов бедствия необходимо. Без этого невозможно изжить уродливую норму нашей жизни.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы