Состоялась пресс-конференция уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, П.А. Астахова. Тема: «Защита прав многодетных на жильё». Однако, реальность оказалась иной: «Отказ от защиты прав многодетных на жильё».
Внимательно слушая омбудсмена, можно ужаснуться. По словам Астахова, «Государство не может и не должно заниматься жильем», иначе у нас будет, как в Греции. Почему он не сравнивает Россию с Арабскими Эмиратами или Швецией — нефтедобывающими державами? Далее он заявляет: «Государство обременило себя непомерными социальными обязательствами». А значит, жилье, которое строится, не спешат раздавать сиротам, а раскупают, но не живут в нем, а превращают в деньги?
«Государство будет уменьшать свою роль в строительстве жилья». Куда уж меньше! Всё что делает государство, — это забирает в виде дани 10-30% площадей у коммерсантов. Само государство жилье не строит, разве что в Чечне. Астахов озвучил ошеломляющие цифры: 245 200 сирот не получают положенного им по закону жилья, 2 800 000 семей вообще не имеют никакого жилья. И это при том, что статью 7 Конституции РФ о социальном государстве никто не отменял. Как может наше государство рассчитывать сохранить себя при таких цифрах?
«Никто не пойдет на нарушение закона» — это касается только обездоленных граждан, когда нужно чего-нибудь «не дать». «Давайте соблюдать Закон!», восклицает Астахов. Давайте, соглашаемся мы, соблюдайте, и начните с 40 статьи Конституции. Он повторяет мантру о «жителях города на законных основаниях», забывая о том, что все граждане России живут в стране на законных основаниях, а подзаконные акты направлены на ущемление прав людей… Но о каком соблюдении Закона может идти речь, когда он вопиющим образом нарушается даже в отношении сирот? Не удивительно, что «коллеги пугали и отговаривали его от такой темы», потому что в ходе конференции омбудсмен расписался в полной безответственности государства.
В каждой фразе Астахова звучит мысль, что «государство и он лично не могут обеспечить нуждающихся жильем». Понятно, по какой причине он не пустил многодетных родителей на конференцию — чтобы избежать острых вопросов. Астахов потратил много сил, пытаясь доказать, что не зря получает зарплату, рассказав о трех спасенных им семьях. Всего три из почти трех миллионов нуждающихся в помощи.
«Он готов рассмотреть хоть 300000 обращений», но только рассмотреть. Омбудсмен утверждает, что сделать он ничего не сможет, и не надейтесь. Конечно, сам Астахов не может предоставить жильё, «у него нет фондов, он не обладает бюджетами». Но от него и ждут другого — бить в колокола, обращаться за срочной помощью к Президенту. Нет у страны денег на жильё (что весьма сомнительно) — признайтесь в этом и обратитесь за помощью в ЮНИСЕФ. Пусть построят жилье для многодетных.
Как же быть нашей семье? Неужели нам нужно, как Вере Камкиной, отдать своих детей в детский дом, чтобы затем Астахов их оттуда спасал и победоносно восстанавливал семью? Или как Ольге Самариной — оставить будущего ребенка в роддоме, потому что нет квартиры? Или дожидаться трагической ситуации, подобной той, которая произошла в Твери с семьёй Игоря Ликанова (гибель старшего сына)? Зачем дожидаться очередной катастрофы?
Несказанно впечатлили меня советы Астахова, как жить многодетным бездомным семьям: «работать и вести активный образ жизни». Здесь, видимо, отключена простейшая логика: семьи, которые уже 10-20 лет снимают жильё, точно активно трудятся. Вот такой совет: «Не надо забывать о благотворительности и милосердии». То есть власть в лице Астахова стремится отмежеваться от своих обязанностей и переложить их на народ, который и так не жирует.
Еще совет: «Если вы голодаете, если бомжуете — домой». А куда именно «домой» моим детям, родившимся и выросшим в Москве? У них нет и не было никакого дома. Живут они всю жизнь в Москве. И куда их выгоняет Астахов? Следующий совет: «Можно идти к людям, к общественности, никто не плюнет в протянутую руку». Вот я и протягиваю руку, взывая о помощи.
В смытом волной Крымске никто не оповестил жителей. Мы склонны действовать только тогда, когда уже произошло страшное. Разгребать завалы, собирать деньги и выплачивать компенсации. Однако, как показывает мировая практика, из под завалов крайне редко достают живых… Прошу не допустить маленькой локальной катастрофы. Для этого сообщаю всем, кто слышит: беда уже совсем близко. Все дело в деньгах. Деньги нужны сейчас. Не нам в руки, а хозяину за квартиру, при любом количестве свидетелей. Если ужас выселения нашей семьи со съемной квартиры на улицу всё же произойдет, я уверен: потом кто-нибудь обязательно скажет: «Неужели мы не могли собрать денег?»
PS Я по-прежнему ищу работу. Ссылка на пресс-конференцию.