«П-прекратите д-демагогию!» — наконец, взорвался Федор Симеонович. — К-как вам не с-совестно нести такую чушь? К-какой я вам п-простой человек? И что это за слово такое — п-простой? Это д-дубли у нас простые!..
А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Любая конспирология, по сути, это — поиск простого и ясного объяснения сложному и многогранному миру с миллионами связей, взаимодействий, с долгими (и часто мучительными) процессами поиска согласия, налаживания сосуществования, соблюдения множества интересов. Если конспирологические объяснения (сущность которых заключается в присвоении явлениям несвойственных мотивов и тенденций развития) могут быть порой полезны в узких сферах человеческой деятельности (например, в некоторых аспектах работы спецслужб), то перенос их на весь мир или все общество неизбежно ведет к несостоятельности.
Именно поэтому в странах с высоким уровнем управления мы наблюдаем долгие, зачастую очень эмоциональные процессы согласования и мучительного поиска точек соприкосновения всех интересов или максимального их числа. Долгие обсуждения, референдумы, встречи, переговоры… В России, к сожалению, все иначе. И даже если до 2012 года в власти были силы, придерживавшиеся современного взгляда на мир, они потерпели поражение.
2012 год стал годом простых (и почти всегда конспирологических) решений, которые не прибавляют знаний о реальных механизмах и взаимодействиях в мире, а лишь заменят их наспех выстроенной картинкой разной степени правдоподобности. Нужны примеры? Пожалуйста. Конспирологическое объяснение возмущения значительной части общества после выборов, послуживших спусковым крючком, таково: эти люди ходят на митинги и демонстрации «за печеньки от Госдепа США». Просто? Просто! Понятно? Понятно!
Такое объяснение, безусловно, устраивает значительную часть электората и даже элиты. Власть, порождая простые конспирологические объяснения, проникается ими до мозга костей. Это уже настоящая беда для страны, и в 2012 году стало очевидно, что власть именно такова. Тем самым значительная часть общества распрощалась с иллюзиями о том, что кто-то там, «наверху», поймет необходимость поиска сложных решений для вывода России из затянувшегося общественного и экономического кризиса.
Люди, стремящиеся разобраться и понять происходящее, могут быть не очень многочисленны. Однако их роль в изменении общества и «роль в истории» весьма значительна, поскольку они активны и стремятся что-то менять в меру сил и понимания. У них были иллюзии относительно власти: многие утверждали, что там присутствует значительная часть думающих и адекватных людей. Год 2012 показал, что если там такие люди и есть, то их влияние ничтожно.
Простые решения продолжали доминировать. Митинг? Разогнать жестоко. Участников — посадить, чтобы неповадно. СМИ разговорились? Вернем в Уголовный кодекс закон о клевете. В социальных сетях обсуждают не те темы? Примем закон о «черных списках» в интернете. Общество оживилось? Заткнем их новыми поправками. Познер критикует Госдуму? Запретим ему выступление на федеральных каналах! Гудков не согласен с думским большинством? Уберем его из Думы!
Общественные организации, критикующие выборы, качество медицины, образования и суда? Объявим их «иностранными агентами» и будем верить, что они действуют исключительно по указке Запада. Конспирологические объяснения подводятся под любую критику: «эти силы рвутся к власти». При этом такая приверженность простым решениям проникла и в внешнюю политику. США приняли «Акт Магнитского»? Ответим на это «издевательством» над своими сиротами! США от этого не пострадают, но это отвечает духу парадигмы «чем неадекватнее страна — тем больше ее величие».
Конспирологическое сознание контрпродуктивно. Оно не позволяет увидеть общество и мир во всей их сложности. Существование конспирологического сознания в власти с его простыми объяснениями абсолютно недопустимо; это указывает на ее низкую квалификацию и невозможность ее повышения. Абсурдные и откровенно античеловечные действия власти, снабженные простыми объяснениями «на публику», могут быть восприняты как уверенность власти, но также могут свидетельствовать о полной дезориентации.
Только справившись с одним заговором, появляется новый. Объяснив одно недовольство, нужно придумать другое. Для этих активистов, недовольных происходящим, необходимо изобретать новую конспирологию. Не остается у правителей времени и желания пытаться решить сложные проблемы, стоящие перед страной. Все это показывает приверженность власти к поискам максимальной простоты.
Надеюсь, значительное число наших соотечественников поняло это в 2012 году. Надеюсь, иллюзии в отношении властной элиты у многих исчезли. Теперь предельно ясно, что в 2013 году граждане России могут рассчитывать только на себя и своих друзей, а также на оппонентов и критиков, умеющих избавиться от упрощенных конспирологий. На разумность власти рассчитывать не стоит — иначе можно впасть в отчаяние, когда она проявит себя с худшей стороны. Так что терпения и стойкости всем в 2013 году, друзья!
P.S. Статья написана 29 декабря 2012 года, но поскольку не потеряла актуальности, публикуется сейчас.
