И в шутку, и всерьез
Во времена, когда спутники Глонасс бесследно исчезают в небесах, а в Домодедово падают Ту-154, в Египте акулы атакуют туристов, а в Израиле не хватает воды для тушения пожаров, Бэтмен и Робин решают посетить кино в годовщину трагических событий в «Хромой лошади». Однако, оказывается, там на самом деле располагался наркопритон. В эти непростые дни сомнительных постов и тягостных комментариев единственной надеждой пользователей рунета остается великий и могучий русский язык. Но, увы, и здесь не обошлось без греха – уродливые неологизмы начинают засорять чистоту речи.
Современный русский язык страдает от чуждых «актуальных» словечек. Мы уже упоминали такие явления, как мундиализация и афедронизация. Остановимся на последнем подробнее.
Афедрон – это слово, заполнившее интернет в последние дни. Оно является эвфемизмом, употребляемым вместо названия якобы «нечистой» части тела человека. Греческое происхождение термина можно встретить в православных религиозных текстах, где недопустима «низкая» лексика. В известном произведении, которое стало притчей во языцех, это слово произносит священник, но с комическим, «макароническим» оттенком, что скорее звучит как издевательство над произносящим.
Почему афедрон стал интернет-мемом? Почему пользователи так охотно подхватывают его? Возможно, им близок скрытый смысл подобного провокативного словоупотребления. Первое значение – это антиклерикальный выпад, сатира на РПЦ, высмеивание клерикальных анахронизмов и морализаторства. Второй слой смысла шире – это, по сути, «насмешка над человечеством», снижение его до скотского состояния, так как термин «афедрон» чаще употребляется в ветеринарии.
Таким образом, это уподобление людей животным, особенно самих читателей, вызывает сожаление. Такие «болезные» не ведают, что творят, читая и некритично впитывая подобные выражения. Ответ на вопрос о популярности данного термина прост: пользователи рунета ведут себя, как дети – именно поэтому они цепляются за слова с провокационным подтекстом и скабрезными оттенками.