Новая проблема пользовательских масс — в интернете наблюдается повальное виртуальное сумасшествие. То ли сумасшествие, то ли просто социомедийное юродство. Ох, сколько головоломных проблем возникло на плодородной почве социальных сетей! По мере роста мобильного доступа к интернету количество пользователей соцсетей, которые стремятся увековечить собственную персону через автофотопортреты, стремительно возрастает. Эти снимки, сделанные на мобильные телефоны и моментально загружаемые в сеть, привели к настоящей эпидемии «селфи».
Сначала это увлечение кажется безобидным, но при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что оно связано с психологическими проблемами, известными как селфизм, а в тяжелых случаях — как селлфимания или селфидиотизм. Этот шутливый термин, который я употребил в прошлом году, стал широкораспространенным, что говорит о серьезности проблемы. В английском языке «селфизм» изначально означал нечто иное.
Эпидемия продолжает расширяться. В мире появилась новость из Британии о школьнике, который совершил попытку самоубийства после двух сотен неудачных «селфи». В последнее время увлечение автопортретами стало настолько масштабным, что у некоторых людей формируется зависимость. Фотографировать себя и делиться этими снимками в интернете начали не только молодые, но и зрелые и пожилые люди. Любители «селфи» стали объектами шуток, а психологи уже окрестили это явление термином «селфизм».
Селфизм — это порождение увлечения социальными сетями, частный случай социомедийного нарциссизма и виртуального эксгибиционизма. В этом проявляются детские черты поведения — эгоцентризм и самолюбование. Взрослые пользователи соцсетей демонстрируют детское поведение, поскольку во время сетевого общения регрессируют, «впадая в детство». Подробно этот феномен описан в моих очерках о психоблоггинге, и к аналогичным выводам пришла английская исследовательница С. Гринфилд.
Но насколько увлечение селфи может перерастать в зависимость? Опасно ли это явление? Можно ли заранее предотвратить подобные проблемы? Что делать человеку, который понимает, что чрезмерно увлечен селфи, но не может отказаться от этого? Слухи об опасностях «селфизма» сильно преувеличены; это не причина серьезных психических расстройств, а лишь внешнее проявление уже существующих проблем. Люди, склонные к зависимостям, имеют предрасположенность к подобным явлениям, известным как «зависимые личности».
Если бы страдающие селфиманией пользователи не выбрали столь безобидный объект зависимости, как фотографии собственных лиц, они бы могли увлечься чем-то более деструктивным — от азартных игр до наркотиков. Что касается подростка, совершившего попытку суицида, в основе его поведения, вероятно, лежит более серьезная психическая патология. Селфи не стали бы причиной суицида: даже если бы их не существовало, нашелся бы другой повод, вызванный глубокой неудовлетворенностью собой.
Если человек осознает свою зависимость от селфи, но не может отказаться от этого, можно начать процесс отказа постепенно. Сначала — фотографировать себя, но не выкладывать в сеть в ожидании лайков. Затем — фотографироваться, но тут же удалять снимки. В конце концов, заменить фотографирование разглядыванием себя в зеркале с «эмоциональными поглаживаниями» и комплиментами самому себе.