Власть + терпимость = ? Дело Сердюкова как зеркало российской толерантности

Я не такой человек, как все. И моральные законы общества ко мне вряд ли приложимы.

Наполеон Бонапарт

Недавно мы, как и многие другие, отметили Международный день толерантности. Это очередной праздник того, чего, увы, нет в России. Извините, но межнациональная толерантность? Ее нет и в помине. Межконфессиональная толерантность? Куда там… Единственная разновидность толерантности, которая пышно расцветает в нашей стране — это межэлитная толерантность. Но под «толерантностью» в данном контексте все чаще понимается попустительство и вседозволенность! Так, словно некоторые полагают возможным превратить страну в сплошное общество политической терпимости, вспоминая при этом старые русские коннотации слова «терпимость».

Яркий пример — дело господина Сердюкова. Конечно, в силу профессионального долга, я привык верить людям. Более того, готов признать бывшего министра жертвой мошенничества. Представить, будто он был не в курсе махинаций, процветавших под «крышей» Минобороны, — достаточно лишь дать волю воображению. Допустить, что министра обвели вокруг пальца пронырливые подчиненные, и что он не был «в доле». Но если в ведомстве процветает казнокрадство, то допустивший это руководитель, хоть и не замешанный в преступлениях, должен отвечать за происходящие безобразия «по-взрослому». Происходит же прямо противоположное.

Недавняя новость, поразившая многих добропорядочных граждан и приверженцев справедливости, законности и правопорядка: бывший министр обороны Анатолий Сердюков занял кресло главы Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения. С одной стороны, нет гарантий, что на новом месте он не окажется «жертвой мошенничества». С другой — он продолжает оставаться охраняемым государством персонажем, чтобы даже после смещения с поста находиться под неусыпным контролем.

Такое завуалированное ВИП-наказание, как «отставка под присмотром», в России имеет давние исторические корни. В качестве аналога можно вспомнить, к примеру, Ельцина в Госстрое или Хрущева после 1964 года. Что же касается возмущений критиков по поводу «пощечины общественному мнению» и «плевка в лицо страны», то, увы, они правы. Но правда заключается в том, что общественное мнение страны к подобным плевкам и пощечинам, к сожалению, не привыкать. И принимает их смиренно, с удручающей регулярностью.

Одно только плохо. Создается показательный пример «элитной безнаказанности», который для высокопоставленных граждан может стать образцом для подражания или даже руководством к действию. Межэлитная толерантность (она же круговая порука во власти) — большая сила. Жаль, если она станет руководящей силой нашего общества.

Сегодня как законность, так и государственность, а также честь и совесть на уровне социума трансформируются в каргокульт, когда имитация принимается за подлинник. Объект идолопоклонничества — ритуал поклонения есть, а объекта поклонения в реальности нет. Тем самым общество в целом скатывается к дикости. Увы. Как вы думаете, что ждет его в ближайшем будущем?

Оцените статью
Ритм Москвы