Рассматривая мотивы более половины (56%) россиян, поддерживающих «антидетский закон», можно почувствовать, что ситуация гораздо сложнее, чем представляется на первый взгляд. Да, действительно, присутствует и дикость, и пропаганда, однако это далеко не все аспекты. Главные чувства, которые определяют позицию людей, – это ревность, национальная обида и комплекс неполноценности.
Мы думаем: нашим детям должно быть лучше, чем у них. Они, мол, добрые, забирают наших детей, а мы, значит, плохие?! Признать это нелегко, ведь изменить ситуацию мы не можем по разным причинам. И вот обида продолжает накапливаться. Ревность присутствует. Комплекс тоже. В таких условиях многие находят утешение в мысли, что они – сволочи, корыстные и мучающие детей. Ситуация заключается в том, что решаем не отдадим! На словах многие готовы быстро все исправить в стране, но в глубине души звучит совсем другая мысль: «Так не доставайся ж ты никому!» Это похоже на комплекс собаки на сене – злые, ревнивые (ревность без любви), завистливые, но глубокие чувства, которые не возникают на пустом месте.
Безусловно, не у всех это присутствует. Возможно, это и не доминирует в обществе. Однако сводить все к «пропаганде» и «тупому совку» – это упрощенный и плоский подход. Человек не является чистой доской, его мозг не просто отражает информацию с экрана телевизора. Антиамериканская пропаганда оказывается столь эффективной не потому, что она последовательно внедряет определенные идеи, а потому, что она отвечает внутренним установкам – той самой бессознательной ревности, зависти и обиде.
Пропаганда может угождать национально-корпоративному самолюбию. Убедить человека в том, что он не хочет слышать, практически невозможно. Примером может служить то, как «либеральная пропаганда» отскакивала от стенки, когда еще была на телевидении. Я же, с упорством, пытаюсь донести очевидные вещи, например, как «оппозиционная» тусовка использует своих сторонников, но в ответ получаю лишь проклятия. Это смешно, но, в то же время, закономерно – защитная реакция. Мозг и человеческое самолюбие сопротивляются тому, что ему неприятно слышать.