Дело Леонида Развозжаева вызывает совершенно законное возмущение. Захват человека на территории иностранного государства! При этом речь идет не о известном террористе или серийном убийце, а о подозреваемом в организации бескровных массовых беспорядков. Что касается вопросов «пыток», то не исключено, что Развозжаев мог соврать о том, что его «пытали», но очевидно и то, что он не стал бы писать заявление с повинной от хорошей жизни. В любом случае, факты пыток в «обычной милиции» многократно подтверждены судебными разбирательствами. Однако информации о пытках в Следственном Комитете пока не поступало.
В любом случае можно выделить две явные вещи. Первое. Власть сделает все возможное, чтобы не отдать Развозжаева, особенно если у него есть убедительные сведения о незаконных методах следствия. Второе. Это совершенно не означает, что нельзя и не нужно предпринимать действий. В максимальном шуме и продвижении в расследовании этого дела заинтересованы не только друзья и партнеры Развозжаева. Это касается всех, кто хочет продолжать жить в России, независимо от политических и идеологических предпочтений. Угроза расправы и пытки равным образом неприятны как сторонникам, так и противникам власти, а также тем, кто равнодушен к политической ситуации. Потеря свободы — не имеет значения, зависит от идеологических предпочтений. В полицейском государстве только наивный человек может считать, что он застрахован: «я же ничего не делал». Не делал? Вот и докажите, что не делали! Пока с вами тоже ничего не произошло… Но время идет.
Таким образом, дело Развозжаева важно, громко и знаково. Но что еще удивляет, так это молчание «карнавального совета». Прошло уже два дня, все политизированные граждане обсуждают ситуацию, а совет сохраняет полное спокойствие. По крайней мере на сайте. Полагаю, их заявления опубликовали бы. Между тем, они формально обязаны первыми поднять тревогу. Это особенно важно, ведь Развозжаев (как и Удальцов) — член этого совета! А «совет» молчит, видимо, готовя громкое заявление. Как многие из них возмущаются, когда президент или правительство молчат на неприятные события! Но здесь медлительность понятна. Совет «вырабатывает позицию» — дело сложное, неоднозначное, не терпит суеты, заявление должно быть величественным. Надо действовать так и дальше. Поздравляю избранных.
Зато «системная оппозиция» четко отреагировала — эсеры заявили, что больше не будут иметь дел с «белоленточниками». Точно нашли подходящий момент. А «коммунисты» (которые, как известно, близки Развозжаеву и Удальцову) так громко молчат, что добавить уже нечего. Впрочем, честно говоря, это все — мелочи. Системно-бессистемная оппозиция здесь значит так же мало, как любые словесные изыски любого журналиста. Если «оппозиция» глупо критикует власть, то каков смысл глупо критиковать саму «оппозицию»? Смысл происходящего очевиден. Вопреки многим прогнозам (включая мои) власть решила всерьез ужесточить меры. Как ни скрывайте голову в песок, но это — реальность. Очевидная непропорциональность «вызова» и Ответа власть не смущает. Вся эта жесткость, решительность и последовательность — вот и вся история. Кто смел — тот и съел. Пока власть проявляет жесткость (и платит зарплаты и пенсии), она остается неколебимой. Такая философия. Адекватна ли эта идеология для самосохранения власти, вопрос другой, но она будет реализовываться. Качество жизни — по крайней мере у пишущей и читающей аудитории — заметно изменится. Насколько далеко зайдет это изменение — сложно сказать.
PS. КС все же отреагировал — это хорошо. Но свои упреки назад забрать не могу — затянули с реакцией. Однако какая сейчас разница! Лучше поздно, чем никогда. Если они смогут что-то сделать — отлично. Не смогут — это не только их вина. Ситуация, очевидно, тяжелая. Но та часть общества, независимо от политических взглядов, кто считает репрессии неадекватными и реально опасными для страны, не должна оставаться в стороне. Все журналисты будут об этом говорить столько, сколько смогут — уж здесь-то пресса является заинтересованной стороной. К сожалению, больше мы ничего сделать не можем, а простые слова не слишком эффективны…