Рейтинг одобрения Путина за последние десять лет снизился с 79% до 59%, в то время как рейтинг неодобрения вырос с 8% до 22%. Этот феномен, выдающийся для любого западного политика, объясняется не личными качествами или политикой Путина, а особенностями нашей полузакрытой страны и оставшимися авторитарными традициями. Время идет, и в стране выросло новое поколение, родившееся уже после распада СССР. Интернет и поездки на Запад стали нормой, и песок в часах сыплется все быстрее. Рейтинг неизбежно будет снижаться, и к 2018 году он может упасть до значений, привычных для западных политиков.
Что это значит? Придется менять имидж, отказываться от мифа о Помазаннике, Царе или Нацлидере. Удерживание уходящего образа лишь ускорит его исчезновение, превратив его в нечто смешное. Власть Царя-Нацлидера кажется более привлекательной, чем унылая власть президента, но она остается хрупкой. Напротив, президентская власть более устойчива, так как основывается на Законе. Рейтинг важен только в день выборов, а затем власть остается ограниченной законом, но внутри этих границ она абсолютна.
Рейтинг Буша или Саркози во время их второго срока был отрицательным, но это не сказалось на их власти. В противовес охлократии, чья активность зависит от волнений общественного мнения, президентская власть опирается на закон. Мораль проста: Путину предстоит править, опираясь не на харизму, а на институты, которые, увы, находятся в запущенном состоянии. Однако времена меняются, и институты могут постепенно улучшаться.
Когда Николай Романов в переписке населения указал свою профессию как «Хозяин Земли Русской», Путин, с другой стороны, обозначил себя как «Услуги по обслуживанию населения». Факт остается фактом: Путин законный президент до 2018 года, и все процедуры выборов были соблюдены. Да, никакие разговоры о фальсификации не стоят ничего, так как 99,9% населения с ужасом относятся к мысли о пересчете голосов, связанном с хаосом и нестабильностью.
В отличие от США, где пересчет голосов возможен в спокойной обстановке, в России это может привести к гражданской войне. На фоне расколоты элиты и отсутствия институтов, нынешняя власть может оказаться хрупкой. Опасность кроется в том, что альтернатива подобной власти может быть крайне опасной, и даже те, кто находится внутри системы, могут возмутиться против нее.
Чтобы укрепить власть, необходимо придерживаться закона, чем более формальным эта власть будет, тем стабильнее она станет. Рейтинг, конечно, будет снижается, и в 2018 году придется уйти с поста. Преемник должен быть выбран из правящих элит и составлять конкуренцию. Пример Украины показывает, что там институты не лучше, но президенты все же правят, даже если их рейтинги колеблются около нуля.
Важно помнить о том, что можно править не по рейтингу, а по закону. Сопоставление амбиций с реальными возможностями должно быть основным ориентиром. Перед Путиным стоит выбор: либо он продолжает стремиться к росту рейтинга, либо опирается на крепкие институты, что приведет к стабильной власти.