Повторение мать учения

В данной заметке нет ничего нового — откуда ему взяться в Новый год! Тем не менее, систематическое перечисление банальностей небесполезно — и для себя самого, и, может быть, для читателя.

Стратегия

Первое. Россия проходит стадию — видимо, завершающую — политической модернизации. Второе. Эта модернизация для России — столетней свежести, формально началась в 1905 году, фактически — еще с «тех» декабристов. Называется она переходом от Самодержавной Монархии к Республике. Третье. НИЧЕГО оригинального тут нет. Общемировой переход от феодализма — к капитализму, от сословной монархии — к массовому обществу, от экономики физического труда — к экономике знаний, что можно сказать — от земельной к технологической ренте. От религии — к политкорректности. От ДЕЛ (прежде всего оскорбления действием) — к СЛОВАМ (к словесным оскорблениям) и во внешней, и, прежде всего, во внутренней политике. От закрытых стран — к открытым. От мира как совокупности СТРАН — к ГЛОБАЛЬНОМУ миру, где страны вторичны. Словом — от традиционного общества — к модерну. Переход от монархии к республике (или к сувенирным монархиям) — всего лишь коронованная часть айсберга.

Четвертое. Переход идет с разной скоростью. В XVIII-XIX веках это был процесс общеевропейский, в ХХ веке — общемировой. Голландия его завершила в XVII, Англия — плавно, в течение XVIII века и XIX, Франция — в 1871, Германия и Италия — в 1945, Испания — в 1975, страны Восточной Европы — в 1990. Нигде он не был гладким, везде шел ЗИГЗАГАМИ (самый известный — нацистская или фашистская диктатура), во многих странах — более или менее кроваво. Но так или иначе он прошел — ВЕЗДЕ. По всей Европе, не считая стран бывшего СССР. А теперь уже и во всем мире. Малые и большие страны (Индия, Япония, Бразилия и т.д.) — все пришли от монархий/диктатур — к республикам. Из числа авторитарных стран остались: считанные абсолютные монархии (в основном арабские), экзотические диктатуры-«изгои» (КНДР, Куба, Буркина-Фасо), страны СНГ (особенно Средняя Азия и Белоруссия) — «союз троечников», а также страны смешанные, переходные, стыдливо-авторитарные (вроде Венесуэлы), корпоративные (КНР). В их числе — Россия. При этом из евростран (не считая СНГ) Россия — ЕДИНСТВЕННАЯ не вполне республиканская.

Пятое. Ну так и хватит уже ваньку валять! После последнего наката (1990-91) последовал полуоткат (1993, 1996, 2000-е). Откат уже совсем не тот, что раньше… На сей раз Республика формально провозглашена. Принята не Бог весть какая, но «все-таки Конституция». Ее надо малость подчистить, а главное — подтянуть, наконец, де-факто к давно уже объявленному де-юре. Остался ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ. Конечно, он трудный самый…

Шестое. При этом великого Революционного Пафоса никак не разделяю — по многим причинам. Как не разделяю и популярного психоза — путинофобии, которая стала бизнесом и хобби для многих журналистов. «Без Путина — и все путем!». Путин — тоже мне Абсолютное Зло! Избавление от него — тоже мне Спасение на водах Истории… Нет, господа. Тут уж одно из двух. Или — не диктатор и не Альфа-зло, или — избавление от него не будет таким легким, в ритме вальса-митинга. Далее. Смешно с пафосом исполнять «Марсельезу» — больше чем через 200 лет после ее написания, и в вполне бездарном переводе… «Марсельеза» на сцене кинешемского ДК — не повод для слез счастья. Кроме того, уже давно известно, что этот самый «последний дюйм» не означает прыжка «из царства Необходимости в царство Свободы». Мы не живем в Северной Корее — и не перелетим в Южную. «И рай настанет не для нас» — рая нет в Европе, ада нет в России. ВСЕ наши проблемы — от взяток до экологии, от демографии до технологии, от медицины до образования, от судов до преступности — при нас останутся. От формы правления они не зависят, а если и зависят — то очень уж косвенно. По моим наблюдениям, ровно так и думает большинство «нормальных людей» — очень мало кто горит «революционным энтузиазмом», верит, что смена формы правления изменит содержание их жизни. Мы только приблизимся на шажок к западным проблемам — к ИХ КРИЗИСУ. Тем не менее, этот шажок сделать необходимо: к чему напрасно спорить с XXI веком? Руки надо мыть не «ради счастья», а просто — так ПОЛОЖЕНО. В развитых и развивающихся, больших и малых странах. Если демократия полна кризисами («худший способ правления, не считая всех остальных»), то анекдотический «недоавторитарный режим» в России — просто СПЛОШНОЙ КРИЗИС, причем очень ЖАЛКИЙ. И совсем без всякой перспективы. Весь вопрос лишь в одном — чуть раньше или чуть позже он догниет до основанья. Кажется — догнил-таки… Все существующее – разумно. Эта полумонархия стала настолько неразумна, что ей надо уходить. Путину надо уходить. Корону надо оставить в Кремлевском музее и не искать больше способов опять нацепить ее – «ну хоть вот с такого края». НЕ УДЕРЖИТСЯ.

Седьмое. Почему расставание с абсолютной монархией в России так тянется? Может, правда, какой-то особо дурацкий путь, своя колея? Отсталость — не особость, как и тупость — не особый ум. Просто «правящие классы» умело спекулируют на мании величия и мании преследования большой евразийской страны. «Мы на свете всех белее, всех благородней, умнее, совестливее и — несчастнее. Мы самые сильные — и всяк нас обидеть норовит». Теперь это свелось к бреду про то, что ОНИ хотят лишить нас нефтегазовой невинности… Кто эти «они» — НАТО, США, «всемирные русофобы» и т.д., стараются не уточнять. Почему «они» не захватывают куда большие и более беззащитные сырьевые богатства Ближнего Востока или не воюют друг с другом, чтобы захватить технологические богатства? Зачем воевать (с ядерной страной!), если в 100 раз дешевле купить? И т.д., и т.п. Вопросы бесполезны — паранойя ответы найдет, а не параноидальных ответов тут нет. Но ТОЛЬКО на этой бессмысленно-бредовой брехне держится ВСЕ идеологическое обоснование существующей пародии на «авторитарный режим». Выньте из-под Вертикали фундамент антиамериканизма, отсылку к «руке Запада» — и она сразу повиснет в пустоте… Это доказывает — лишний раз — выморочный и анекдотический характер всей этой «державности», «имперскости», «особости»…

Тактика

По-моему, она проста. Я исхожу из того, что: а) власть боится применить власть — боится за свою шкуру, боится сценария Ливии; б) «оппозиция» никак не готова «брать власть» — беспомощна, РАЗВРАЩЕНА безответственностью; в) общество не организовано, не имеет ни ясных целей, ни выражающих их партий. Что опасно в таких условиях? Опасен быстрый обвал власти. Опасен хотя бы тем, что он свелся бы к ПЕРЕЗАГРУЗКЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ. А именно: вместо «злого Царя — Путина» появился бы как черт из табакерки «добрый Царь». Мужицкий — Царь. Интеллигентский — Царь. Националистический — Царь. Либеральный — Царь. То есть «последний дюйм» означал бы прыжок — из ямы в яму! Царь умер — да здравствует Царь! Назову — вполне условно — это «путем Навального». Вполне возможно, что это — вообще не про него. Но его «восторженные фурии» невольно делают это имя НАРИЦАТЕЛЬНЫМ — этаким очередным Лжедмитрием…

Что нужно, чтобы этого избежать? Элементарно, Ватсон! Добиваться ЧЕТКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ власти президента. Не «бяки-пути», а ПРЕЗИДЕНТА. Первое. Убрать из Конституции дурацкое словцо «П-О-Д-Р-Я-Д». Итого: никто не может быть президентом больше двух сроков. ТОЧКА. Второе. Вернуть срок президентства с 6 до 4 лет. Третье. Внести статью о том, что ушедший президент не может находиться на госслужбе. Четвертое. Четко прописать полномочия Администрации, полномочия, подотчетность и финансирование — УД Президента и ФСО. Добиться сокращения финансирования по этим статьям В РАЗЫ. Пятое. Отделить Администрацию от ТВ. Для этого четко прописать законы о ТВ, о гарантиях от цензуры. Эти пункты имеют два достоинства. Они формализованы и исполнимы. Понятно, на кого нужно давить, чтобы добиться их принятия.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы