В августе 2008 года я допустил серьезную ошибку, предсказав, что войны между Россией и Грузией не будет. Не хватило фантазии, чтобы представить, за что и зачем России была нужна эта война. Если принять во внимание, что причиной конфликта стало нападение Саакашвили, то все равно очевидно, что Россия не стремилась его остановить на берегу — наоборот, способствовала эскалации конфликта. И в этом довольно преуспела.
Теперь я осознал: так или иначе, «маленькая победоносная война» имела свои последствия. Россия испортила отношения с Западом. Правда, ненадолго: шрам залатали, но он остался. Теперь он проходит поперек всей «репутации России». Агрессор, империалист — если раньше эти обвинения звучали на Западе во многом необоснованно, то теперь они подкреплены фактом войны. Для западного общественного мнения 08.08.08 стало несомненным доказательством «русского империализма», так же как для российского — войны в Сербии или Ираке подтверждают агрессивность США. От этого не отмыться.
Возможно, в этом и заключалась истинная цель? У россиян — своя гордость. Мы смотрим на буржуев свысока. Кроме того, за прошедшие три года Россия вложила неведомое количество миллиардов долларов в… а кто знает, во что и куда? Никто не в курсе. Боюсь, что и Кокойты уже не знает, куда делись все эти деньги. Ворованные средства как-то исчезают, и потом их никто не находит. Итак, это — цена, которую заплатила Россия. А за что же она была уплачена? Вот это мне понять не удалось. Поскольку предвидеть цену было легко, я не понимал, на кой черт Москве нужна была эта дурацкая «война». Но теперь я осознал — воевали не зря! За уплаченную цену Россия получила действительно важный товар: Южная Осетия учит Россию демократии.
А именно, честным и конкурентным выборам. Какой актуальный урок! Согласитесь: время для таких знаний выбрано удачно. Даже не так важно, кто в итоге станет получателем бюджетных средств. Важнее сам урок: конкурентные выборы и смена власти возможны не только в Швеции, Монголии или на Украине, но и в Южной Осетии. Это обнадеживает. На российские деньги проводятся честные выборы. В Южной Осетии. Таким образом, мы тоже приблизились к демократии. Так что война была не напрасной, она принесла большую пользу.
В начале времен русские обращались к варягам: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите и правьте нами». В XXI веке мы обращаемся к Южной Осетии: «Земля наша велика и обильна, а демократии в ней нет. Придите к нам и покажите, что такое выборы с конкуренцией». Не сомневаюсь, что наше руководство в августе 2008 года предвидело такой поворот событий и сознательно пошло на войну, чтобы получить урок демократии. Я, конечно, не смог предугадавать этот подлинный смысл войны. Возможно, это одна из причин, по которой я — рядовой, а Президент — Верховный Главнокомандующий.
P.S. Теперь остается посмотреть, какой демократии Россия научит Южную Осетию. Кто кого скорее выучит-проучит…