Прочитал блог К. Косачева и решил отреагировать. Г-н Косачев прав: выбор есть, и почти никто не принуждает голосовать так, а не иначе. Однако проверить, что происходит в закрытой кабинке, невозможно. Насчет «почти» я подразумеваю: а) солдат, б) чиновников, в) жителей республик Северного Кавказа, г) заключенных. Ясно, что этих граждан можно в значительной мере принудить голосовать по приказу — а это десятки миллионов избирателей. Во многих бюджетных учреждениях и предприятиях тоже можно «побеседовать». Человек устроен так, что а) не станет рисковать ради «политических принципов», которых у 99% нормальных людей просто нет, и б) если что-то пообещал — прямо или косвенно — то, скорее всего, выполнит, не будет «мухлевать» в той же кабинке. Также стоит добавить «почти точный» подсчет бюллетеней. Явка на выборы в целом составляет порядка 50%. Однако названные выше категории подневольных граждан показывают явку под 80-90%. Соответственно, «другие», более вольнонаемные граждане приходят на участки в 30-40% случаев. Даже простое сложение этих элементов приводит к «дьяволу выбора». Из таких игрушечных деталей легко собрать любой нужный результат. И не придерешься.
Кроме того, как показывают все опросы, большинство людей так или иначе готовы голосовать за «Единую Россию». Приказа извне нет, есть «внутренний императив». Тем не менее, если бы на том же опросе спросили: «Как вы можете охарактеризовать «ЕР»?», то ответы были бы в основном «негативные». Как же так? Элементарно, Ватсон! БРЕНД. Раскрученный бренд — залог успеха. Люди стремятся выбирать то, что выбирает большинство. Любой начинающий маркетолог это подтвердит. Они выбирают компьютеры, телевизоры, одежду и т.д. во многом по бренду. А это — ЗА СВОИ ДЕНЬГИ! Это ВАЖНАЯ, ЛИЧНАЯ покупка. Если в данном случае люди интересуются не только реальными качествами, но и брендом, то что уж говорить о БЕСПЛАТНОМ парттоваре, от которого ни тепло, ни холодно? Здесь-то уж точно решает бренд, конформизм — не «программа брехни» же в самом деле!
Приведем еще более яркий пример. Все знали, что курить вредно, но почти все курили. И вот сейчас начали разрушать бренд — и курение заметно пошло на убыль. Это происходит теми же методами (других в природе нет), что и в политике: а) административный ресурс (запреты курить там и сям) и б) активная контр-пропаганда. Все ЗНАЛИ, но не заботились об этом. Когда сформируется новый бренд, поведение изменится. Так и с «Единой Россией» — о ней думают очень мало. Бренд оказывается сильнее любых знаний. То есть, чтобы действовать не «по бренду», а по своему знанию, нужна МОЩНАЯ МОТИВАЦИЯ. У большинства людей такой мотивации нет. А главный бренд в России — это ВЛАСТЬ! На власть, на бренд власти работают: а) страх и б) лень — неохота что-либо менять. А страх + лень = «уважение» («легитимность» власти-матушки). А если к бренду еще и пищевое подкрепление — то рефлекс такой, что топором не разрубишь…
Значит ли это, что власть в России НЕПОБЕДИМА? Да. Ельцина ненавидело огромное большинство, но в 1996 его же избрали! И какие бы ни были фальсификации, главными были не вбросы бюллетеней, а «вбросы мыслей», САМОФАЛЬСИФИКАЦИЯ воли избирателей. Если так могли протащить Ельцина, что говорить о Путине-ЕР-Медведеве. Ясно, что хотя давно «прошла любовь, завяли помидоры», но пока нет (по крайней мере!) и малой части той ненависти, которую испытывали к Ельцину.
Но бывают же случаи, когда в России власть рушится? Да, редко, но метко… Причины всем известны: РАСКОЛ элит (то, что Ленин называл «верхи не могут» — не могут, потому что утратили ОБЩУЮ волю). 1915-16 год, 1989-91. Нечто «почти похожее» было в 1993 — и закончилось тем, что Ельцин раздавил «вторую половинку» власти. РАЗЪЯРЕНИЕ общества (опять Ленин — «низы не хотят»). Проигранная война (1905), безнадежная окопная война (1917), полуголод (1990-91). Нечто почти похожее было в 1993 — но Ельцин сумел затоптать огонь, пока не разгорелся до неба. По удивительной предустановленной гармонии эти два — формально разных фактора — срабатывают почти всегда ОДНОВРЕМЕННО. Хотя они вызываются разными причинами (элиты всегда хотят передела властесобственности), а общество (если быть точным, население столиц) «вдруг» начинает считать, что «так жить нельзя». В итоге вспыхивает ток между двумя полюсами, они начинают подгонять друг друга — и так до взрыва. И в третий раз — «как завещал Великий Ленин». Великий — не поспоришь…
Сегодня есть что-то подобное? В помине нет. Ни сверху, ни снизу. Итог выборов предрешен.
Как всегда, прочитал комментарии. Основное возражение — «это написано за деньги и по заданию». Когда это слышу, не могу не улыбнуться. Зачем я пишу, тем более часто одно и то же? Сам себе задаю этот вопрос. Вряд ли для спасения Родины и Свободы (Путина и ФСБ). И не для промывания мозгов читателей. На самом деле, мне все равно, как они голосуют. И не для гонорара — его мне не платят за блоги. Так зачем? Графомания, она же — самовыражение, она же — профнавыки. Вот и всё. Зачем кошка точит когти? Потому что они у нее есть… Зачем вы читаете? От нечего делать, от потребности испытать раздражение, для получения эмоций… Ну, вот я так же.
Одно точное замечание, хоть и с «обличением» в мой адрес: заключенные в России не имеют права голосовать. Голосовать могут лишь пока находятся под следствием. Искренне ваш, Леонид РАДЗИХОВСКИЙ
