День Победы – как он стал от нас далек… Это очень чувствуется: с каждым годом в обществе меньше реальных, живых эмоций, их замещает ритуал. Это не «хорошо», не «плохо» – просто факт. Причина тут не только во времени: армяне почти через 100 лет помнят свой геноцид так, как если бы это было вчера. Евреи помнят Холокост очень остро и, думаю, еще долго будут помнить, как их ЛИЧНОЕ горе и опасность. Может быть, такова особенность больших наций – они не ощущают угрозу уничтожения, и их память не такая цепкая, не такая жгучая? Трудно сказать, но, думаю, когда ветеранов совсем не останется, огонек потухнет, останется только ЗНАНИЕ о войне – как о гражданской или 1812…
Как бы не обстояло дело у людей (а понятно, что у всех по-разному), Государство Российское тянется на цыпочки, чтобы дотянуться до Знамени Победы. Сегодня в России 9 мая играет ту же роль, что в СССР 7 ноября. ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩИЙ ПРАЗДНИК, парад Государственной Мощи, Медный всадник на танковых гусеницах скачет «назло врагам, на радость папе» по Красной площади. Сравнить эти две даты, два парада, будет поучительно. 7 ноября давным-давно не вызывало никаких человеческих чувств. Задолго до смерти последних ветеранов Революции (кстати, 66 лет после 1917 года – это 1983 год, глубочайший застой советской Системы с явным гниением) вся живая эмоция по поводу Революции умерла. Это был чистый, дистиллированный День Рождения Советской Империи, когда именинники чокаются танками и ракетами. Так это все и понимали. И многие охотно праздновали – не только выходной день, но и искренне радовались. Радовались членам Политбюро – «Я знаю, что я – этой Силы частица!». Любили ощущать себя подданными Сверхдержавы… И до сих пор – любят.
9 мая родилось как праздник державно-человеческий, со слезами на глазах. Государство охотно эксплуатирует эту «человеческую слезинку». Ведь у нас хоть и Империя, но не Советская Империя. «Либеральная Империя», «демократическая Империя», «воровская Империя-малина-ягода»? Не знаю, какое слово употребить – все неточные… Во всяком случае, Империя, куда больше зависящая от своих подданных (граждан в наших широтах, конечно, нет. И сами не хотят/не умеют, да и никто их не допустит), чем СССР от «советских людей». Поэтому: не КПСС – а ЕР, не КГБ – а ФСБ, не «те» «выборы» – а «эти». Империя с человеческим намеком, с человеческим подмигом, скажем так… Для этих целей 9 мая подходит куда больше, чем 7 ноября.
Но 7 ноября было и правда днем рождения той Системы! СССР законно праздновал СВОЙ ДР. А 9 мая – отнюдь не ДР Российской Федерации! ДР России – 12 июня или август 1991, но уж никак не 9 мая. А вот СВОЙ ДР современная Россия осмеяла и забыла, «вытеснила». И пытается прицепиться (как условный сигнал к безусловному рефлексу) к ТОМУ празднику… В этом символе тоже проявляется бездомность, историческое сиротство, безотцовщина современной России: от своего ДР с ужасом отреклись. НАРОД на улицах – что может быть страшней для власти! А сам народ отплевывается, вспоминая, как его «вечного лоха» развели и кинули «дерьмократы»… Итак, свой законный ДР никому не нужен. Но ведь, по сути, какой-то ДР Государству – необходим! Чем-то себя, свое удивительное существование оправдать надо…
Остается 9 мая, из которого потихоньку вынули человечью часть, расширили имперский грохот и слушаем марши. Государствообразующий праздник, взятый напрокат у другого государства.