Леонид Радзиховский: Дифирамб

В нашей стране не принято делать комплименты в лицо – разве что под воздействием «кавказского подпития», в шутку или стараясь угодить начальству (в этом случае, скорее, не в лицо, а в спину). Нормально, без иронии и дураков, как-то не получается. Такова традиция. Но я попробую – попытка не пытка. А.А. Венедиктов мне не начальник, к сожалению, денег ни за что не платит и не заплатит (ждите!) – поэтому говорить о нем «правду легко и приятно». Кроме того, по личным обстоятельствам я не смогу прийти на его день рождения, так что выскажу свои мысли «в печати».

Венедиктов – фигура историческая. Здесь нет ни малейшего преувеличения. Когда будут писать историю 1990-2000-х (а, возможно, и 2010-х), просто не смогут не упомянуть «Эхо Москвы». Так же, как рассказывая о 1900-1910-х годах, нельзя не вспомнить «Новое время» или «Речь», а говоря о 1960-х – о «Новом мире», или описывая перестройку – о «МН» или «Взгляде». Почти все такие издания неотделимы от одного человека – редактора, будь то Суворин, Твардовский или Е. Яковлев. Итак, исторический Венедиктов – никуда не деться. Думаю, что он это прекрасно понимает – как учитель истории и журналист не может не быть объективным к себе. Венедиктов – человек в личных отношениях довольно пристрастный, но в конечном итоге максимально объективный. Думаю, что в этом – в его объективности – одна из причин его успеха.

Когда-то я (как и многие) возмущался некоторыми персонажами, чьи особые мнения мы можем слышать: «Америка – параша, победа будет наша», «Во всем виноваты евреи и велосипедисты». Их приглашение объясняли хитрыми интригами, давлением Кремля и многими другими причинами. Я не знаю, какие там были (и были ли) подковерные причины. Но главная причина лежит на поверхности, и ее многократно озвучивал Венедиктов – «чтобы глупость каждого была всем видна». Либеральная глупость, националистическая и любая другая, какая есть в нашей стране, должны быть представлены на «Эхе» в максимально полном объеме. Легко сказать – но трудно реализовать. Венедиктов это умеет делать.

Добиться успеха трудно. Это удалось отцам-основателям «Эха» в начале 1990-х. Но удержать успех – в разы сложнее. Это смог сделать Венедиктов во второй половине 1990-х и в 2000-е годы, превратив интеллигентское радио в успешный бизнес-проект, сохранив, хотя бы в основных чертах, ту же «ауру порядочности». Если кто-то знает другой пример – было бы интересно послушать. Я не могу вспомнить такого.

Журналисты быстро стареют и выходят в тираж – это я знаю не понаслышке. Еще легче и необратимо стареют СМИ. Особенно быстро происходит старение, когда отключен кислород. Политический кислород в нашей стране отключен уже добрых 10 лет, а кто дышит углекислым газом, тот так и выглядит – смотрите на телевидение и наслаждайтесь. «Эхо» продолжает дышать – довольно полной грудью. Бывает, понятно, и хрипит, и всхрапит – живой организм, что тут скажешь. Но все-таки – дышит и помогает это делать другим. Интерес к «политике» упал в обществе ниже нуля, но интерес к политическому радио сохраняется. Как так получается?

Драйв! Сумасшедший, утомительный, хитрый, ловкий, упертый, бешеный, встрепанный Венедиктов. Он держит драйв в нашем безвоздушном пространстве. Он не просто задал уровень и отошел – фига с два! Держит, тянет, подстегивает. «Исторический Веник» не стал памятником – ни 1990-м, ни 2000-м, ни себе. Если он и «памятник» — то на редкость шустрый. Пусть близкие сотрудники выскажутся – «вампир» Венедиктов или наоборот, подзаряжает других энергией. Наверное и то, и другое. Но, крутясь как белка в колесе, вращая это колесо и создавая иллюзию движения (и не только иллюзии!), он обладает еще одним даром. Не только тратить энергию, но собирать ее, организовывать и конвертировать в создание смыслов. Это истинный дар, который отличает руководителя от разрушителя.

«Эху» 20, его «папаше» – 55. Все проходит, все пройдет. Но будем надеяться, что их хватит еще надолго. А разве все действительно проходит? Разве все проходит без следа? Барон Поль Юлиус фон Рейтер умер в 1899 году, а «Рейтер» продолжает жить и не догадывается об этом! Кто доказал, что «Эхо» хуже? Алексей, не оставляй стараний, не убирай ладони со лба! Да ты и не оставишь!

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы