Леонид Радзиховский: Евростарость

Ба, теперь и главный враг США, главный защитник русских и бедных – за вступление в НАТО! «Если Жириновский за вступление в НАТО, то я – за войну с НАТО». Но я не придаю «жирику» такого значения. Ну «за» – и очень хорошо… Ловит носом ветер, молодец. Правда, его прогнозы – вопреки одному из мифов – почти никогда не сбываются. Но все равно приятно, что у начальства чешется именно эта нога – и ВВЖ ее расчесывает, как умеет. Я долдоню о необходимости вступления в НАТО, наверное, с тех пор как научился говорить. Лет 20 – уж точно. И совершенно не верю, что «сбылась мечта идиота» – фиг-то… До исполнения мечты еще очень далеко.

Но лед тронулся – в двух направлениях. Тактически: «проект Медведев». Если ДАМ хочет стать Президентом, ему необходим ПРОЕКТ. СВОЙ проект. Пусть не очень реальный, но МОЩНЫЙ. Сколково – хорошее дело, но не тот масштаб, не та ПОЛИТИТЧЕСКАЯ ОСТРОТА. Вступление в НАТО – хотя бы как план, как тренд – заява как раз такого масштаба и политической остроты. Проект не слишком оригинальный – куда все страны Восточной Европы, туда и Россия. Но одновременно это – поверх мелкой политической суетни с очередным президентом и т.д. – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ проект масштаба Петра Великого – если учесть, какие исторические завалы надо преодолеть.

Проект этот, в конечном счете, не зависит от Медведева, Путина, меня, вас, уважаемые читатели, как ветер не зависит от листьев. Это «геопсихологический» проект: сдвиг тектонических пластов, на которых лежит Россия и базовых структур ее общественного сознания. Надо просто взорвать мозг нации – ведь безусловные антизападные рефлексы вырабатывали лет… 200? 500? 800? Ну в общем – ВСЕГДА. И этот сдвиг ПРОИЗОЙДЕТ. Очень скоро (5-10-15 лет?). И произведет его Тот, кто всегда осуществляет все проекты ТАКОГО масштаба. Чьими руками это будет сделано – дело второе. Но сделано – будет. ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ…

«Проект НАТО» (как формальное выражение проекта «Европа») есть продолжение традиционных проектов от П.Романова до Б.Ельцина. Ведь всегда параллельно с отработкой антизападных рефлексов пытались и сблизиться с Западом: «Придите в братские объятья! Пока не поздно – старый меч в ножны, товарищи, мы станем – братья!». Собственно, это были две стороны одной медали. И каждый цикл кончался одинаково «Россия обернется к вам своею азиатской рожей». Но вся штука в том, что время-то меняется…

Сегодня Россия – вот эта самая, с ее 529-м местом по рейтингу коррупции из 158 стран мира, пьяно-ворующая, с дураками-дорогами, без выборов, без политики, без оппозиции, без независимых судов и независимых мозгов и т.д. и т.п. – вот эта самая Россия вполне ЕВРОПЕЙСКАЯ страна. Не Люксембург, но почище Румынии, скажем. Европейское потребление. Европейские приоритеты-менталитеты: понимание своих ЛИЧНЫХ прав (не путать с «правами человека»! На «права человека» нам наплевать – но МОИ права не трожь!). Европейская открытость страны. СВЕРХЕВРОПЕЙСКИЙ индивидуализм. Полные – финансовые, человеческие, культурные и т.д. «контакты» с Европой. Да что там «контакты»… Россия просто ЧАСТЬ Европы.

Просто вообразите на миг, что нитки, связывающие РФ с Европой – от газопроводов до школьных каникул в Лондон – прервутся. Что останется от России? Манифест Михалкова? Что, у российского общества (не у резонеров типа Проханова-Кургиняна) есть свои, ОСОБЫЕ, отличные от европейского общества ценности? Отличные от ЛИЧНОГО КОМФОРТА (включая правовой, информационный и т.д.)? Это какие? Юго-Осетинская империя, белорусское мессианство или тусовочная общинность? Нет-с… «Европа, сэр!». Такой интеграции не было, разумеется, НИКОГДА. В самые европейские периоды русской истории (1890-1914) это была интеграция на уровне верхних 10.000 русских и 1.000.000 немцев, живших в России. Это была, кстати, очень серьезная интеграция.

А сейчас интегрированы так или иначе не 10.000, а 10.000.000 русских, а подтягиваются к ним остальные 130 млн. Все это, на самом деле, небольшое достижение – самоочевидная БАНАЛЬНОСТЬ XXI века. Но для русской истории это совсем не банальность! Как вообще XXI – не банален в истории Человечества. Так что реально ПОЛНАЯ интеграция, о смертельной опасности которой так долго говорили славянофилы, большевики, империалисты, националисты и просто хорошие люди – совершилась. И необратимо. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ Россия интегрировалась в «нормальную жизнь» — в ее ЕВРОПЕЙСКОМ понимании. И она БЕРЕМЕННА интеграцией политической, военной, геополитической.

Причем, речь не идет об очередном военно-политическом блоке с европейскими государствами, которых в истории России было полно. Речь идет не о «проблемах безопасности», а о ГОРАЗДО БОЛЬШЕМ о ИНТЕГРАЦИИ, структурном слиянии на основе ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ и институтов– т.е. давно принятых Россией европейских ценностей и институтов. Раньше – ни в эпоху «православия-самодержавия», ни в эпоху «коммунизьма» такого НИКОГДА не было. Осталось зафиксировать этот факт — так сказать, принять евророды. Что, конечно, далеко не просто. Например, все знают, что Империя или коммунизм – умерли, а поди-ка это зафиксируй! Тебя самого зафиксируют раз 100…

И последнее. Россия и Европа ОБРЕЧЕНЫ на слияние главным образом потому, что они СЛАБЫ КАК НИКОГДА. Их век – и России, и Европы, и их бодрой конфронтации – прошел. Как правило, только в таких условиях и идет слияние – когда у старых врагов уже нет сил драться. В Европе нет сил подраться у бывших смертных врагов – Англии и Франции, Франции и Германии, Австрии и Италии. Они были куда большими врагами друг другу, чем каждая из них (или все вместе) с Россией. Но – кончился геополитический тестостерон, да и с демографическим гемоглобином большие проблемы. И они на склоне своих лет перестали собачиться. И вдруг выяснилось, что делить-то – нечего…

Пока молодые были, агрессивные – бесились. Перебесились – и стали жить в общем благоустроенном санатории ветеранов исторической сцены. И у уставшей, измотанной, пугливо поджимающей хвост перед Китаем (а завтра и перед Ираном) России другого выхода нет. Только вместе мы как-то можем устоять. Потому что нынче – не 1917 год. И не Россия может обернуться к Европе своей азиатской рожей, а к России поворачиваются рожи, которых еще лет 50 (даже 30) в помине не было.

А Европе зачем тащить русский чемодан без ручки? Своих забот мало? Ответ прост. Если Европа хочет повысить свою политическую капитализацию, а не просто быть курортом для богатых людей из Азии, то НИКАКОГО варианта, кроме «переплетения с РФ» нет. Больше Европе направлять свою ЭКСПАНСИЮ – некуда. А без экспансии, без «проектов» жизни нет. Россия же – благодатное направление. Дело не только в русском ракетном плече (хотя и оно для ЕС нелишне), а в общем политическом весе России – по-прежнему великой страны на политической карте мира. То, что веками было военной агрессией, вызывавшей отпор, станет реально СОЮЗОМ в общих интересах.

P.S. А в общем, понаписал, понаписал тут… А ведь все так просто. Прочел сегодня. «Россия со временем должна стать еврочленом» — Виктор Степанович Черномырдин. Вот и все. Время пришло.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы